February 27, 2018

Как теперь ездить в метро

Вчера в Москве открыли сразу пять новых станций: Деловой центр, Шелепиха (произносить только шепелявым высоким голосом), ЦСКА, Хорошёвская и Петровский парк. Дело можно было бы назвать условно рядовым, если бы не полное изменение одной временной схемы движения на другую: в Москве появилось очередное вилочное движение, порвались старые связи, добавились новые цвета и часть будущего большого метрокольца на схеме.

Разные маршруты на одной остановке дело привычное, но в метро все привыкли к пересадочной системе и «одна линия – один маршрут». Особенно непривычное утро было у пассажиров, которые сначала могли прямо уехать с жёлтой линии в Сити, а после обеда это же действо стало возможным только с пересадкой. При этом некоторые поезда с жёлтой линии едут сразу на синюю и наоборот.

Отдельный привет любителям называть линии по цветам – новый сине-бирюзовый цвет Большого кольца уже не так удобен в разговоре и вообще это частично жёлтая линия. В общем, утро у многих было весёлым)

Раньше поезда западныйого куска жёлтой линии доезжали до Делового центра через Парк Победы, где благополучно оборачивались и ехали обратно. Теперь же линия идёт к Петровскому парку, а к ДЦ ведёт новая линия будущего большого кольца. Такая схема будет действовать до достройки кольца и новой линии в сторону Строгино. Затем к Большой кольцевой линии отойдёт Петровский Парк, ЦСКА, Хорошёвская, а станции Шелепиха и Деловой Центр – к Рублёво-Архангельской.

иллюстрация мос.ру

Отдельно хочется заменить, что схема метро становится всё тяжелее для восприятия и выбора кратчайшего маршрута. В честь выборов сюда впихнули всё будущее метрокольцо, хотя сроки его сдачи туманны – пришлось некоторые названия станций делать с переносом. Было бы логичнее называть пересадочные станции одним названием, иначе дальше будет тяжко.

Вилочное движение существовало в московском метро с самого начала, когда с Сокольников поезда шли к Парку Культуры и Арбатской. Затем такая практика была практически прекращена, а позже частично возвращена для линии в Сити и редких съездов в депо на юге города. За последние годы москвичи отвыкли от такого, поэтому на филёвской линии народ вечно тупил и спрашивал «куда едет этот поезд», несмотря на объявления по громкой связи и табло. Старая навигация с этим делом не справлялась из-за усложнённой системы, поэтому на стенах новых станциях повесили её же:

Новая навигация пока встречается локально и меняется от станции к станции:

На Шелепихе были встречены мониторы, которые к вечеру перестали работать. По секрету скажу, что в течение двух недель их допилят и поставят на всех новых станциях. Тут даже будут показывать прибытие поезда в минутах:

Разница в навигации появилась из-за разных проектировщиков и старых проектов – при подготовке проектов были иные вводные.

Большой круг новой навигации:

При первом взгляде кажется, что станция примерно посреди пустоты:

Объявления в вагонах. Немного странно писать семиминутную пересадку, хотя некоторые департаменты выдали картинки с пересадкой Зорге-ЦСКА – там примерно 20 минут ходьбы! По такой логике я живу на пересадке Сокольники-Электрозаводская и новая линия метро между ними вообще не нужна. Ещё диктора для звуковых объявлений подобрали странного – акцент сильный чувствуется.

Переход с Динамо на Петровский парк ещё не сделали, поэтому бесплатный проход сделали сверху:

В реальности:

Будущий переход снизу:

На новые станции приятно смотреть, особенно после архитектурного провала Ховрина. Практически все станции типовые, но оформление индивидуальное – станции не перепутаешь:

Петровский парк глубокого заложения и с балконами для будущей пересадки:

Современно и интересно при минимальных вложениях – умеют же, когда хотят:

Даже ограниченная партия билетов получилось интересной – впервые мне захотелось купить себе на память такую Тройку. Собственно утром я успел это сделать без проблем, а после обеда появились очереди, а ЦСКА оперативно пропали из продажи и стоили по 5000 рублей на Авито (в кассе за 50 давали).

Не припомню, чтобы раньше на станциях ставили такие дымоуловители:

Оформление подъёмов и вестибюлей тоже порадовало:

Везде по 4 эскалатора:

Что самое замечательное – наконец-то пропали будки метробабок! Этот советский архаизм годами сопровождал метрополитен, хотя в той же Праге с советским метро их без проблем убрали. О проблеме лишних ртов я писал аж три года назад, но с открытием единого центра метрополитена службу смогли оптимизировать.

... чего не скажешь об армии безопасников перед турникетами и дежурной по станции.

Когда-нибудь мы прогоним этот базар и переплавим все рамки. Пока же театр безопасности продолжается.

Утром на станциях строительная пыль была видна в воздухе – сотрудники даже ходили в респираторах:

Откровенной халтуры и недоделок не заметил. Локально не успели заменить старые указатели новыми, где-то виднелась свежая краска, плитка на входах держится, но чувствуются волны. Все косяки выявятся позже, но лифты не работали уже в день открытия. Со стороны они кажутся рабочими, но кнопки на нажатие не реагируют.

Очень хочется, чтобы на открытие станций с мэром приезжал человек на инвалидном кресле или с детской коляской – наверняка тогда проектировщики резко прекратят делать пандусы под 45 градусов или ставить перед лифтом тяжёлую дверь.

Пока люди запускают в космос ракеты и сажают их на маленький пятачок в море, в Москве не могут сделать лифт с тротуара прямо на платформу даже на станциях неглубокого залегания – только через вестибюль с проходом как минимум 4 дверей.

Скорее всего это связано с каким-нибудь древним пунктов в стандартах, но делать нужно хорошо, а не заставлять инвалидов и маломобильных подстраиваться под старые нормы. У стройкомплекса Москвы вполне есть возможность влиять на стандарты и менять их в лучшую сторону.

Поэтому пока станции по документам современные и доступные, а по факту человек с ограничениями не может пользоваться метрополитеном и городом самостоятельно.

К идее нового метрокольца Москвы я отношусь скептически – есть МЦК с огромным запасом провозной способности, которое можно усилить с помощью развития велосипедного, автобусного и трамвайного движения. На мой взгляд, было бы эффективнее и дешевле допилить доступность станций МЦК и надёжность наземного транспорта, но это вопрос ещё политический – эффективность часто отходит на второй план, ведь люди хотят метро в каждый подъезд.

В целом я остался доволен – станции приятные и в текущем виде должны улучшить работу московского транспорта. Допускаю, что текущую временную схему будет даже лучше оставить на постоянную работу, ведь иначе Большое кольцо будет дублировать МЦК, но не иметь пересадки на него, а с перспективной линией в Строгино ухудшится доступность района Сити.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...