Два года после запуска трамвая – пора всё переделывать
Два года назад по улицам Вашингтона вновь поехал трамвай. В январе 1962 было решено избавиться от пережитка прошлого и расширить улицы на пару полос с пуском автобусов. Ошибку поняли и решили исправить – тему возвращения трамвая обсуждали ещё в начале 2000ых. Работы начались только в 2009 году, но дальше что-то пошло не так: запуск обещали в 2012, потом в 2013, после строительство замораживали и вообще хотели пустить троллейбус. Строительство пережило аж 3 мэров, но в феврале 2016 вагоны всё-таки поехали.
Невероятным образом в Вашингтоне умудрились не только затянуть сроки, но и сделать трамвай плохо. Вагоны успели устареть и уже сегодня требуют замены определенных агрегатов, но взять их просто неоткуда. Департамент транспорта предлагает списывать вагоны и закупить новые.
Под катом пост двухлетней давности с остальными проблемами нового трамвая.
На выходных случилось долгожданное – Вашингтон и трамвай воссоединились после долгих лет разлуки! Отличное событие, достойное заголовка "Есть трамвай!", но вот только за общей радужной картиной прослеживаются неприятные детали. Начать хотя бы с истории проекта: трамвай перестал ходить в городе в январе 1962, когда его мейнстримно заменили автобусами. Ошибку поняли и решили исправить – тему возвращения трамвая обсуждали ещё 10 лет назад. Но работы начались только в 2009 году и дальше понеслось: запуск обещали в 2012, потом в 2013, после строительство замораживали и вообще хотели пустить троллейбус вместо вагонов, к счастью тогда эту бредовую мысль отбили, но запуск перенесли опять. Это строительство пережило аж 3 мэров – довольно показательно. И вот на выходных трамвай домучили и пустили.
Как обычно это бывает, в честь сей события устроили праздник. Кстати, а вы замечали, что празднуют запуск только рельсового транспорта? Ни автобусы, ни троллейбусы, не встречают так, как трамвай или поезд. А всё просто – люди любят их и это событие городского масштаба:
Но на этом плюсы кончаются, и начинается реальность, очень похожая на отечественную практику. Взять хотя бы характеристику линии – она короткая, всего 3.9км с 8 остановками. Зачем нужен магистральный вид транспорта на участке улицы, которую пешком можно пройти за 40-50 минут?
И да, за это отдали $135 миллионов. Изначально сумма закладывалась куда меньше, но не только сроки были нарушены.
Расположение рельс не просто так во всём мире делают по середине дороги – это позволяет ускорять движение трамвая на перекрёстках (меньше пересечений и больше длина зелёного сигнала), а также обособить пути от остального трафика, что делает этот вид транспорта куда привлекательнее и быстрее, чем тот же автобус или троллейбус. В Вашингтоне, видимо, про это не думали:
Хотя местами пути проложены правильно, но постоянные перестроения трамвая от центра улицы к обочине не добавляет удобства и безопасности:
Не удивительно, что руководство города в открытую говорит, что трамвай не будет быстрее автобуса – это чистая правда и чистый просчёт на этапе планирования и проектирования.
Далее. Как правило, город закупает один вид подвижного состава, если это возможно, чтобы облегчить содержание вагонов и снизить издержки. По крайней мере все города с новыми трамвайными системами об этом знали. А Вашингтон устроил зоопарк: первые три 12 Trio были куплены в Чехии ещё в 2009, но были законсервированы, вторая тройка Skoda 10Т были разработаны совместно компанией Inekon и Skoda, а собраны на территории США.
А теперь организационные косяки. Пока трамвай возит всех бесплатно, но это не пиар-акция, а просто не смогли договориться и утвердить систему оплаты. Браво. Но и это ещё не всё: трамвай не будет работать по воскресеньям. Если мы говорим, что нам нужно устойчивое транспортное развитие, то о таких выходных и думать нельзя, всё-таки трамвай это не аттракцион, а вид транспорта. В остальном же, трамвай будет ходить каждые 15 минут (время, за которое можно при желании пройти всю трассу) с 06 утра до 12 ночи по будням, с 06 до 02 ночи по пятницами и с 08 до 02 ночи в субботу. В праздники с 08 утра до 10 вечера.
Единственное, что получилось в Вашингтоне хорошо – между остановкой и трамваем практически нет зазора. Тут прямо образец, как это должно быть:
Но мне кажется, что это вышло случайно.
Да, вы можете возразить, что этот трамвай всего лишь первая очередь, и дальше линия будет расти и станет похожа на трамвай здорового человека. Да, такие планы есть, хотят продлить Джоржтауна до 2022 года, но думаю вы сами понимаете, как это нереалистично звучит.
И в этом-то как раз и кроется вся неудача. Нельзя делать что-то новое и важное для города с установкой "и так сойдёт" или "доделаем потом". Первое впечатление – самое важное, особенно когда проект такой дорогой. Сейчас же жители города и администрация получила бесполезную дорогую игрушку, которая ещё и нервы портила на этапе строительства последние 7 лет. Какой шанс, что чиновники решат продлевать трамвай дальше, и какие шансы, что население поддержит это? Правильно, низкие, даже очень-очень низкие. На подобные предложения жители и депутаты будут показывать на этот огрызок, говоря "Вы уже построили, посмотрите на него. Ну и зачем нам такое ещё?". И будут правы по-своему.
Более того, у меня есть предчувствие, что в итоге линию закроют из-за убыточности и бессмысленности. Хочется верить, что этого не будет, но шансы очень велики. Зато можно ликовать – в раздолбайстве мы не одиноки.
Учитесь на чужих ошибках, не делайте как Вашингтон.
PS кстати да, трамвай пустили, а депо только строится, трамваи же в надувных времянках ночуют.