Как улучшить светофор и сделать новый символ города
В Берлине есть интересный пример превращения идеи по улучшению светофора в новый символ города и всей страны – Ампельман или человек из светофора. Этой истории больше полувека и она идёт на стыках психологии, трафика, безопасности движения, продуманного дизайна и своего наследия.
Ампельмана придумал в 1961 году психолог и транспортный инженер Карл Пеглау из ГДР. В те времена число жертв от аварий на улицах постоянно росло и поднимался вопрос установки светофоров для пешеходов дополнительно к автомобильным. В своей работе Карл исходил из принципа, что симпатичные и в какой-то мере шутливые человечки будут лучше восприниматься людьми, особенно детьми.
Карл Пеглау 18.05.1927 – 29.11.2009
Эмоции – важная часть нашей жизни, но с точки зрения дизайна новые светофоры помогали дальтоникам: своей формой человечек давал понять, когда можно идти, а когда стоять. Проработкой деталей занималась секретарша Карла, которая умела хорошо рисовать.
Со временем дизайн был улучшен, но общий вид сохранился.
С появлением Ампельмана в ГДР появились пешеходные светофоры. Дальше символ человечка стали использовать в образовательных программах для детей.
С объединением Германии светофоры с человечком стали массово заменять на общеевропейские с привычной нам фигурой. В 1994 году светофоры начали заменять по ГОСТу на новые и Ампельман практически полностью исчез с улиц Берлина. Город лишился бы своего символа, если бы на его защиту не встали жители, в 1995 году началась кампания по спасению восточного наследия в лице Ампельмена.
Люди были настойчивы и власти не смогли игнорировать это. В 1996 году был создан специальный комитет по сохранению символа. В результате Ампельман был сохранён, но с оговоркой – на магистральных улицах ставят светофоры с общеевропейским человечком, а на местных – с Ампельменом.
После этого символ стал широко применяться в сувенирах, а некоторые города бывшего ГДР придумали девушку для Ампельмана. Сейчас существуют целые магазины, посвящённые исключительно зелёному человечку в широкой шляпе из светофора.
Берлин также активно использует старый символ ГДР в рекламе города:
Лично я не удержался и купил себе магнит при отлёте из Берлина, хотя был вариант накупить мармеладок:
Сложно сказать, повлиял ли уникальный дизайн на соблюдение правил пешеходами, но теперь у Берлина есть уникальный символ и достопримечательность. Такая вот история о работе транспортного инженера по повышению безопасности движения, где форма приумножает функцию.
иллюстрации: ampelmann.de