Вывезет ли наземное метро Московию?
Второй день с ужасом в глазах и попкорном в руках наблюдаю за реакцией на закупку Иволг для новых московских жд-диаметров. Напомню, в Москве хотят создать пригородно-городскую электричку с сервисом «как в метро»: проход по Тройке, тактовые интервалы раз в 10 минут (условно), вермишелью на кузове и так далее – примерно как МЦК, но с ближайшими пригородами.
Ещё до пуска МЦК Тверской вагоностроительный завод начал разработку нового поезда Иволга для городских перевозок: иное расположение дверей, нет тамбуров, салон лучше приспособлен для стоячих пассажиров и так далее. Довести поезд до ума не успели, а по МЦК в итоге поехали Ласточки.
Сам тендер на закупку и техзадание вызвали у многих специалистов по транспортному цеху искреннее удивление и негодование. Такое наземное метро должно качественно повысить уровень обслуживания и создать быстрые связи для агломерации, но техзадание для первого диаметра Лобня-Одинцово предусматривает 23 состава по 5 вагонов и с минимальным количеством мест.
Салон будущих поездов планируется с танцполом в середине: сиденья будут 2+2, вместо привычных 3+3. Такое сокращение сидячих мест объясняют метроформатом будущих маршрутов и компенсацией на часы пик. Иными словами, хотят сделать лучше для стоячих пассажиров за счёт широких проходов, но самих стоячих пассажиров при этом будет больше.
салон обычной электрички сегодня
Зафиксированные договорённости обязывают новый сервис предоставить провозную способность не меньше, чем есть сейчас. Только сейчас электрички ходят с 11 вагонами, а Иволги будут с 5. Поезда скорее всего будут сцеплять и тогда 5+5 получится по длине примерно как 11. Закупка же малых составов возникла из-за банальной сертификации – Иволги есть лишь в 5-ти вагонном исполнении, как и Ласточки.
Пока ситуация напоминает типичное «хотели как лучше, а получилось как всегда». Решение выглядит спорным – вроде дело хорошее, но при этом уменьшается комфортность. Это как если бы у вас по улице редко ходил трамвай с 90 сидячими местами, а на его место закупили два новых с 60 сидячими местами каждый. Вроде должно стать лучше и быстрее, но теперь ехать придётся стоя – народ может не понять.
Сейчас всё упирается в сроки – запустить диаметры надо как можно быстрее, возможных поездов для этого всего три, но участвовал лишь ТВЗ. Двухэтажные белорусские Штадлеры, даже с учётом ступенек, позволили бы качественно и количественно улучшить ситуацию. Сейчас возможным компромиссом с будущими Иволгами могло бы стать деление состава: в головах салон 2+2 кресел и велопарковки, а по центру 3+2.
PS я не рассматриваю техническую сторону вопроса – не знаток, плюс Иволга наверняка обладает букетом детских болячек. Пока в Москве ходит всего два таких поезда, лично не успел опробовать. Но дизайн утконоса родом из 1990ых, а маленькие окна крайне печалят – ехать и смотреть в окно одно из главных психологических преимуществ наземного транспорта для пассажиров. Для сравнения, новая пригородная электричка Siemens Mireo для немецких железных дорог:
пока картинка, но уже есть заказ
Посты по теме:
Одобрямс городской электрички
Первый рабочий день городской электрички
Что не так с РЖД по сравнению с европейскими железными дорогами