Таксист про урбанистику
Буквально час назад ехал в аэропорт Краснодара и разговорился с таксистом. Это был мужик лет под 60 с двумя детьми. Классическое обсуждение плохих москвичей выявило миграционную проблему Кубани и что у таксиста вообще-то квартира в Мытищах, но жить он там не хочет – там невозможно жить!
Выяснилось, что он очень любит общаться с соседями и в своём небольшом доме всех знает. Рассказывал, как заходит чай попить или поиграть в карты к соседям, иногда даже без приглашения.«А там какие-то все неправильные, максимум тявкнут здрасти и дальше идут в телефонах! А ведь язык человеку для чего дан? Чтобы на нём разговаривать!» – человек в Краснодаре знает всех детей двора по именам, может попросить помочь соседей или банально оставить ключи при отъезде, а в Москве этого нет.
Таксист даже не знает слова «урбанистика», но, по сути, описал её главный принцип – город должен порождать новые социальные связи. Мы специально селимся вместе для раскрытия потенциала общества и постоянного обмена (знания, сервис, продукты и тд), но строим города, которые лишают нас этого. Мы своими руками возводим дома, где не можем запомнить всех соседей и даже не пытаемся узнать человека над собой до потопа, выстраиваем транспортную систему, где каждый запирается в автомобиле и знакомится с другим только при аварии, и так далее. Про подземные переходы и дома с лестницами до лифта, которые запирают стариков и инвалидов в четырёх стенах, даже говорить не хочется.
Потом удивляемся, почему столько агрессии к окружающим, наплевательского отношения к самому городу и несчастные пенсионеры. Молодым и сильным это может быть не так важно, но при старении эта проблема коснётся каждого из нас.