Как город теряет своё лицо, а жители – историю
Историческое наследие – головная боль российского чиновника. В представлении большинства это не часть истории родного города, место жизни людей или труд предков, а развалина, за которую может прилететь по голове от начальства или жителей. У нас хорошо научились кричать о вечной памяти подвигов предков из телевизора, но огонь в глазах и смелые речи пропадают при появлении усадьбы 18 века, доходного дома 19 века или архитектуры авангарда 20 века.
Бытовое варварство – вещь страшная, особенно когда им занимаются чиновники. Вернуть деревянную дверь, заменить пластиковые окна оригинальными или убрать кондиционеры с фасада не так трудно, как снести типовую кирпичную двадцатиэтажку и воссоздать на её месте особняк в стиле барокко. Нужно иметь профильное образование или хотя бы широкий кругозор, чтобы разглядеть потенциал старых домов или просто рассуждать об исторической среде, но в наши дни это редкость.
В России принято хранить парадное наследие в виде церквей или дворцов, при этом забывая про жилое и индустриальное наследие предков. Но это не конец проблемы, охранные обязательства чаще всего заканчиваются за порогом дома. Как результат – рядом с церковью может вырасти огромный дом и испортить вид на памятник, а зодно и всю среду. В Краснодаре в этом деле особенно преуспели.
Крайне печально, когда чиновникам стыдно за историю города. В Краснодаре вдоль улиц идут километры заборов, которые порою закрывают добротные старые дома с красивыми деталями. Про вид из окна для жителей я вообще молчу:
Зато за новые человейники – не стыдно:
Масштаб и комфорт среды, добрососедство, программирование среды на десятилетия вперёд – всё это непонятные слова каких-то урбанистов. Куда проще жить в мире «больше – лучше».
В представлении чиновников и строителей, город – набор кирпичей. Зачем думать о комфорте людей, ощущениях человека на улице или как выглядит памятник архитектуры?
Ни одни строительный проект Краснодара, которые я видел, не учитывает контекст застройки. Просто есть участок и дом на этом участке, а как он будет гармонировать с окружающей застройкой насрать.
Важность внешнего вида города теряется в процессе решения сиюминутных вопросов. Например, кому какое дело на вид улицы, когда срочно нужно кинуть кабель с интернетом? Коллектор? Ну это же так дорого! От одного проводка ничего не изменится! И не важно, что это будет пятидесятый кабель на столбе:
Город оброс мусором, который закрыл собой красоту:
На улице сохранились фонари, которые помнят Сталина и по своей красоте уделывают все остальные столбы города? Конечно же воткнём первую лампу со склада:
Лишь каким-то чудом в центре города сохранили мостовую на трамвайный путях – единственная отдушина и кусочек красоты Краснодара:
Вопросы окружающей инфраструктуры я сейчас даже не затрагиваю. Распихать детей в садики или пенсионеров по поликлиникам и абы как соблюсти неудобные градостроительные нормативы реально в любой ситуации. Можно даже от пробок избавиться с правильной транспортной политикой. Но восстановить первоначальный вид, когда над пропорциями застройки надругались таким образом уже невозможно!
Недавно я рассказывал про восстановление Дрездена после войны. К счастью немцев, у них не было в команде краснодарских чиновников, поэтому вокруг воссозданных главных достопримечательностей выросли новые дома вдоль тех же улиц, что были до бомбёжки. Высотность и масштаб был полностью сохранён, потому что фон – важная составляющая общей картины. А ведь могли бы просто застроить всё гдровскими панельками!
Город должен развиваться, центр уплотняться и всё такое. Но за этим процессом нельзя терять собственное лицо. Люди по всему миру путешествуют, чтобы погрузиться в новую среду ради новых впечатлений, но кому нужна безликая застройка и варварское отношение людей к своей же истории?
Вопрос не в том, что центр города или отдельные кварталы нужно законсервировать и сделать музей под открытым небом – такая крайность подойдёт только для Рима или Иерусалима. Просто нужно учитывать контекст и уважительно относится к своей истории. Например, в Таллине в самом сердце старого города есть относительно новый дом, но он встроен в красную линию с сохранением пропорций – он не перетягивает на себя внимание людей и не старается копировать старину:
Реконструировать старые здания под новые цели можно и нужно. Это сложнее, чем снести и построить новый дом из стекла и бетона, но город сохраняет лицо и развивается без потерь для общества. Пример иркутской реновации, торговых и офисных центров Лозди или завода Большевик в Москве тому прямые доказательства.
Здесь балом правят девелоперы, хотя чиновники получают зарплату от горожан.
Сами горожане не отстают от чиновников в процессе уничтожения своей истории:
В позднесоветские года в России практически не было архитектуры – были строители, план и доступные серии домов. В таких ситуациях роль архитектора по большей части была декоративной, хотя многие пытались придать уникальность дому или району хоть какими-нибудь деталями. В ход шла мозаика, оттенки кирпичей или разного рода вставки в типовой проект. Достать для дома плитку да отделать ей балконы уже было огромным достижением. Сегодня жители отвечают на такой подарок сайдингом:
Фасад дома – часть города, поэтому муниципалитеты по всему миру следят за вывесками, охраняют подлинность оконных рам и срезают кондиционеры. Детали формируют облик улицы, поэтому городам выгодно поддерживать их в надлежащем виде, как это задумывал архитектор. За примером бережного отношения к среде краснодарцам следует сходить в торговый центр – в них администрации очень тщательно прописывают требования к вывескам и витринам, нещадно штрафуя арендаторов за вольности. Тем временем улицы Краснодара больше напоминают бесплатную газету объявлений:
Высота и яркость вывесок не влияет на уровень дохода бизнеса, поэтому дизайн-код успешно применяют во всём мире. Если же качество магазинов и кофеен определяется размерами вывески, то бизнес с аккуратной витриной и вывеской может просто пропасть в фоне неона соседа. В Москве Старбакс никогда бы не позволил себе такой вывески – её бы срезали и влепили штраф:
Детали всегда формируют общую картину, поэтому окна с деревянными ставнями нельзя менять на пластик, а фасад уродовать кондиционером. Хочется комфорта – ставь новые окна изнутри, вешай блок у себя в квартире или тащи канал на крышу.
В противном случае получается Франкенштейн:
Представьте, что у вас дома висит черно-белый портрет ваших предков, вы решаете его осовременить и даёте разноцветные маркеры своим детям – результат подобного творчества и есть современный Краснодар:
Когда-нибудь жители и власти города осознают ценность своей истории и весь ужас, который они наделали. Начнётся большая кампания за сохранение единичных кусочков старины и их раскрутка, но будет уже слишком поздно – весь Краснодар будет таким: