Когда-то люди имели значение
Многие недооценивают силу архитектуры в политике, хотя практически всегда дома, города, улицы и прочие городские вещи вокруг нас – отражение режима. По этой причине для постройки зданий государственных и транспортных учреждений очень часто нанимают лучших архитекторов – по ним люди в первую очередь судят о стране. Тут хорошим примером может быть Грузия с реформами Саакашвили и современными ратушами, департаментами и так далее.
При Сталине создавались дворцы для народа именно по идеологическим причинам: раньше красота была для элит, а сегодня для каждого – возвышается роль простого человека и одновременное подавляются личные запросы. От того времени нам досталось красивое метро и богатые декором сталинки – они до сих пор считают символами Москвы, приносят хороший доход, ценятся горожанами и туристами.
На этом фоне новая Россия может похвастаться домами в стиле евроремонта с чертами рекламных газет, типовыми коробками и уничтожением наследия. Бытовое варварство и отсутствие архитектурной политики разрушает города изнутри и лишает нас истории для решения сиюминутных задач. Один из примеров – создание гипсокартонного театра безопасности на Белорусском вокзале с плевком в сторону наследия.
Целиком вокзал был сдан в эксплуатацию в феврале 1912 года. Архитектор Иван Струков сделал вокзал в неоклассическом стиле, широко используя элементы ложной готики и ампира. Кто приезжал сюда на поезде, наверняка проходил через прямой проход от площади к путям:
Проход не только удобен для торопящихся, но и очень светлый с богатым декором (скорее всего был обновлён в советские годы):
Последние годы силовики и РЖДшники под предлогом безопасности убили множество удобных коротких путей от метро или автобуса к поездам. Этот проход постепенно обрастал невежеством в виде торговых пристроек, но контрольных пунктов здесь не было за счёт транзита – люди проходят сквозь вокзал, а не внутрь. Теперь тут тоже рамки, будки и сканеры:
Про бессмысленность театра безопасности на транспорте я уже писал – создаётся больше неудобств для пассажиров, чем безопасности. Большой поток людей физически невозможно тщательно досмотреть, а удовлетворённость общественным транспортом падает – опыт Петербурга это наглядно доказал. Поэтому подобные меры на жд есть лишь в Китае с огромными очередями и на международных скоростных маршрутах с паспортным контролем.
Тут получилась комбинация имитации безопасности с архитектурным невежеством. Внутреннее пространство памятника архитектуры полностью испорчено, над работой архитектора просто надругались с помощью пластика, гипсокартона и фирменной расцветкой РЖД:
Расчёт железнодорожников и силовиков строится исходя из тупых террористов. Дело в том, что наладить такие пункты на всех станциях или электричках невозможно физически и финансово (хотя страшно представить, сколько миллиардов уже вбухано и тратится ежемесячно на зарплату), поэтому такое ставят лишь на станциях. То есть никто не мешает плохишу сесть на второй станции от МКАДа и доехать с багажом до самого центра Москвы.
Хотя чего уж там – охранники прямо при мне спокойно пропустили мимо всего контроля доставщика в соседний общепит.
Увиденное поочерёдно порождает ненависть, грусть и надежду. Отвратительное качество и самые дешёвые материалы позволят очень быстро снести этот хлам и сделать удобный транспорт для людей. Проблема лишь одна – если что-то делают ради «нашей же безопасности», то отменить идиотизм очень сложно.