March 29, 2018

Жёлтая зараза на российских улицах

Что известно об организации движения по улицам России? Тут не очень большой набор принципов: чем больше асфальта – тем лучше, если что-то идёт не так – поставь забор, пробки – виноваты пешеходы и плохая УДС, разметка – не для нашего климата, подземные переходы – удобно и современно, асфальт – хорошо.

Бытовая логика, отсутствие современных учебных программ, ложная оценка качества и буквальная трактовка отдельных пунктов правил приводит к диким тратам бюджета, неэффективному использованию пространства улицы и десяткам тысяч жертв каждый год. Зато промышленность хорошо научилась делать заборы, а строители забирают тендеры на надземные переходы.

Порочный круг системы и комиссий по безопасности нацелен только на одно – соответствие представлению гаишников о прекрасном новом мире. В этом мире все люди роботы и готовы пройти лишний километр ради перехода к булочной, бабушки молча и с улыбкой бегают по ступенькам переходов, водители будут смирно ехать 40 км/ч по огромной прямой улице ночью и видеть сквозь другие машины людей на переходе без светофора через 5 полос движения.

К нашему счастью и гаишника сожалению, до идеального мира ещё далеко, но цель жизни сотрудника N – попытаться изменить мир. Как синяя изолента стала универсальным инструментов для электриков, так и заборы стали палочкой-выручалочкой для чиновников. Но заборизация не единственный тренд последних лет. Сегодня модно мерить безопасность яркими рамками вокруг знаков, ведь это так логично: ярче знак – более лучше. Плевать на здравый смысл, восприятие улиц водителями, международные конвенции и прочие банальные вещи – мы ведь тут жизни спасаем!

Начнём с исторически-юридического экскурса. Инновационное решение ставить ядовитые рамки на знаки появилось примерно в 2014 году и с тех пор оно яро поддерживается гаишниками по всей стране. Гост 52289-2004 по этому поводу предписывает ставить рамки на знаки наземного пешеходного перехода (1.22 и 5.19.1) и детей (1.23). Эти условия действуют для улиц с 6+ полосами и дорог вне населённых пунктов с 4+. Допускается ставить рамки и на другие знаки «в местах концентрации ДТП и для профилактики их возникновения на опасных участках».

Как вы понимаете, увидев новый пункт в любимой книжке ГОСТов, обычный сотрудник ГИБДД и госэкспертизы сразу же влюбился в эти рамки. Это как любимая песня – тебе хочется петь её постоянно, только тут речь идёт о новом виде знаков и это не надоедает. Поэтому рамки стали появляться на знаках подземного перехода, парковки, направления движения и так далее – во-первых, это красиво!

Научной базы для повсеместного применения таких рамок не существует. Просто кому-то показалось, что так будет лучше. В голове такого человека не возникла мысли сделать переходы через многополосные улицы со светофорами и островками безопасности, зато рабочее время было потрачено на придумывание рамки. В итоге гаишники выносят предписания на их установку, а если где-то их нет – выписывают штрафы муниципалитетам, а суды автоматически встают на сторону людей в погонах.

Повсеместное применение рамок вызвало естественный эффект новогодней ёлки – внимание водителя переключается с контроля за дорогой на ядовитый цвет. Если в рамке всего один знак, то «скучные» знаки просто игнорируются. Если же все знаки в рамках, то это воспринимается адским ярким полем со стороны тротуара. Про качество среды для пешеходов и жителей я молчу.

В порыве сделать более лучше было забыто про форму знаков. Если кто не в курсе, то они специально сделаны разными – сама фигура знака уже подсказка для водителя: предупреждение, предписание, дополнительная информация и так далее.

Знак «уступи дорогу» даже заляпанный грязью, занесённый снегом или с обратной стороны считывался однозначно за счёт уникальной формы:

Со знаком СТОП аналогичная история:

... и главной дороги:

Форма знаков закреплена Венским соглашением 1968 года, которое подписано и ратифицировано Россией. Но кому какое дело до нарушения международных соглашений страны, когда гаишнику кажется что-то более безопасным?

фото А.Шумского

Если кому-то ещё кажется, что тысячи людей умирают на российских улицах и дорогах из-за плохого народа, ГИБДД действительно занимается важным делом, а федеральная программа Безопасных и комфортных дорог делает жизнь лучше, то вот вам пример из Новосибирска. Здесь каждый знак в рамке, даже специальный знак повышенного внимания в рамке! На это были выделены деньги, подготовлен проект и реализовано, но в итоге у них знаки на островках безопасности закрывают собой людей:

Для меня уже давно очевидно, что ГИБДД пора расформировывать, а в муниципалитеты рассылать книжки (а лучше комиксы!) с картинками об организации движения на улицах. Иначе каждый год новые миллиарды рублей будут вылетать в выхлопную трубу, а люди продолжат погибать при переходе улицы.

PS в нашем стандарте по дорожным знакам мы однозначно прописали ситуации использования подобных рамок, сделав их рекомендательными лишь для тёмных переходов – пригодится в спорах.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты про безопасность движения:

7 правил безопасности Улица и шоссе, в чём разница? Борьба с ветряными мельницами Общее пространство

Нулевая терпимость к смертям Почему подземные переходы - зло Голая улица Пешеходный переход, как правильно?

Островки безопасности Почему ограничение в 30 км/ч - хорошо Как спасают жизни в США Опасность светофоров