Как правильно делать тротуар (а не пешеходные полосы)
Мы начали относиться к улицам, как к дорогам. Это одна из серьёзнейших градостроительных проблем России. Разница между этими двумя понятиями, ведь одно это место для жизни, а другое – пространство для машин. С этим связано огромное количество проблем: экономические потери, рост стоимости обслуживания, снижение качества жизни, деградирование мобильности и так далее. Каждый подземный или надземных переход на городской улице – символ подмены понятий и ошибки в управлении городом.
Тротуары из комфортных пространств превратились в пешеходные дороги – место для транзита туда-сюда без функции комфортного места. Тут стоит отдать должное строителям и дорожникам во главе беспредела, ведь архитекторов не подпускают к улицам в 90% случаев. Чего только стоят формулировки ГОСТов с рядами для пешеходов:
4.5.1.6 Число полос движения пешеходов на тротуаре и пешеходной дорожке зависит от интенсивности пешеходного движения.
При суммарной (в двух направлениях) интенсивности пешеходного движения в часы пик до 50 чел./ч тротуар может иметь одну полосу движения, до 1000 чел./ч – не менее двух полос движения.
При интенсивности пешеходного движения более 1000 чел./ч число полос движения следует увеличивать на одну полосу движения на каждую тысячу человек.
Стоит ли удивляться лужам и машинам на тротуарах, когда их делают по аналогии с проезжей частью? Это не имеет ничего общего с нормальным зонированием и организацией комфортных пространств у домов!
Застройка
Фасад дома – неотъемлемая часть тротуара и главный признак превращение транзитного пространства в общественное. Бизнес вдоль тротуара, детали дома, летние кафе и витрины притягивают людей и улучшают пешеходность города. Тротуар же среди пустоты или вдоль леса может служить только для прохода вперёд-взад. Поэтому важно ещё при застройке звать архитекторов и делать вдоль фасада тротуар, а не дублёр или площадку для пожарных машин.
Зонирование
Далее идёт зонирование тротуара: придомовая часть, транзитная и буферная. Это нужно делать, чтобы летняя веранда или лестница подъезда не мешала проходу людей. Пространство своим дизайном и разделением должно чётко давать понять, где место для пешеходов, а где – для машин (если только у вас не общее пространство).
Тут можно вспомнить цитату из правил дорожного движения про разделение проезжей части и тротуара бордюром или газоном, но будем объективны – нихрена это не работает. Когда у тебя полоса для машин и полоса для пешеходов, то везде получается пространство для машин. Даже полицейские в Москве ищут брусчатку или тактильную плитку при эвакуации – без этого можно случайно перепутать внутридворовой проезд или дублёр с тротуаром.
Избегайте тротуаров из асфальта. Это неэкологогично и делает из тротуара дорогу. Асфальт это просто и дёшево, но нельзя выкидывать восприятие пространства при принятии решения. В крайнем случае, нужно хотя бы делать вставки из брусчатки по бокам или из плитки через определённое расстояние.
Мощение тротуара должно быть разнообразным и подсказывать разделение пространства. Зону вдоль дома можно делать из одного вида плитки или оттенка, транзитную и буферную зоны из другого. Въезды во двор должны быть на уровне тротуара и желательно тоже показывать собой зону проезда.
Кратко насчёт остального дизайна:
- От газона на тротуаре лучше отказаться – дорого и нудно ухаживать, скорее всего будет источником грязи. Лучше озеленять кустарниками и деревьями в буферной зоне.
- Тротуар должен идти выше газона или уровня почвы с растениями, иначе будет скапливаться вода.
- Ширина должна быть достаточной для комфортного прохода трёх человек. Лучше не меньше трёх метров, но лучше мерить индивидуально и считать потоки.
- Водосток уводить под тротуар. Зону стекания воды в грунт следует выкладывать из камней или иначе бороться с эрозией.
- Минимальное применение заборов, а лучше отказаться от них совсем в пользу кустарников при необходимости.
- Парковку лучше мостить и разбивать через каждые 5-7 мест выступом (подробнее)
- Велодорожку нельзя делать методом краски по тротуару. Как минимум нужно иное мощение или асфальт с изменением уровня покрытия, а лучше всего вести её за буферной зоной тротуара с отделением от потока машин и местом для складирования снега.
PS забыл про знаки и столбы: они не должны мешать проходу и быть в буферной зоне, а не по центру.