Как делать невозможное реальным
Урбанистов и просто неравнодушных жителей любят называть сказочниками, мол есть идеальный мир и они живут в розовых очках, а есть реальность. Сегодня реальность такова, что мы любим, путешествуем и фотографируем одни города, а строим и создаём вокруг себя совсем другие. На это есть 1001 причина и на всё новое и непонятное ответ один: «нет возможности». Быстро и качественно можно лишь всё испортить, а делать хорошо и для людей – это не про нас. Подтверждение этому можно встретить везде: тёмные и грязные подъезды, убитые дворы и тротуары, улицы-трассы, убогие новые районы и так далее. Многие любят обосновывать это нехваткой денег, хотя компетенция и бюджет – вещи совершенно разные.
Десятилетия деградации не проходят бесследно, а порочный круг политической системы порождает не успешных руководителей, а вросших в кресло хозяйственников. В такой ситуации сложно замечать хорошие и правильные вещи, но они происходят! Чудес не бывает – каждая подобная работа даётся не благодаря, а вопреки – система сопротивляется нововведениям и боится их. Между тем, именно появления качественной городской мебели, удобных улиц, хороших выделенные полос и прочего запускают процесс преобразования – появляется «золотой стандарт», с которым можно сравнивать всё остальное и требовать лучшего. Я и многие другие люди всего лишь хотят распространить хорошее на все российские города.
Чем же мы можем гордится, на что ориентироваться и стараться распространить на всю страну?
1. Расширение тротуаров за счёт проезжей части
Ещё 7 лет назад такое казалось дикостью, ведь улицы были только для двух вещей: движения машин и парковки. Сложно подсчитать, сколько улиц было убито и закатано в асфальт, миллиардов потрачено на расширение пробок и убито жизней, но процесс запустился – сейчас широкие тротуары с деревьями и скамейками, даже сам факт улиц для всех, не кажутся чем-то ненормальным.
2. Выделенная полоса у стен Кремля
Борьба Лужкова с пробками была простой и тупой как баобаб – нужно ещё полос и поменьше светофоров. С ужасом понимаю, что если бы он задержался у руля ещё на срок, то он бы правда сделал Садовое кольцо односторонним. Кремлёвскому же кольцу повезло меньше и в 90ых оно поехало в одну сторону, из-за чего появились дикие перепробеги, потерялись связи для пешеходов, пассажиров и водителей.
Умные люди ещё тогда говорили, что это большая глупость, попытки исправить ситуацию хотя бы для общественного транспорта (1 полоса из 10!) натыкались на непонимание, саботаж и смех. Но попытки не прекращались, и автобусную полосу всё же получилось сделать! Причастные не дадут соврать, что подобное далось титаническим трудом (всего-то 20 лет убеждений) и даже вопреки прогнозам оптимистов. Если в Москве у стен Кремля смогли сделать нормальный выделенный коридор, убедив ФСО, ФСБ, полиционеров и прочих шишек федерального уровня, то подобное получится сделать и в других городах.
Из этой же серии – поворот м3 в поток на Боровицкой площади. Просто поворот, который экономит порядка 30 минут каждому пассажиру и не мешает движению – на согласование ушло сотни человеко-часов работы нескольких отделов Департамента транспорта.
Подробнее: https://gre4ark.livejournal.com/383730.html
Велодорожки? В России? В неизвестном городе на 150 тысяч? По концепции датчан? Да вы шутите!
Нет, не шучу. Оказывается велосипед всё же транспорт и затраты на него окупаются. Более того, проект поддерживает нефтяная компания! Расскажи кому об этом три года назад – приняли бы за репетицию 1 апреля. Когда-нибудь подобное будет в каждом российском городе (кроме Норильска и ему подобных разве что).
Подробнее: https://gre4ark.livejournal.com/485481.html
4. Комфортные площади, удобные улицы и прочие европейские штуки в регионах
Москва доказала, что хороший город для пешеходов в России – выгоден для всех и не убивает город, а только раскрывает его потенциал. После этого начались разные региональные и федеральные программы создания подобных пространств в регионах. Планов было много, реализовано мало, но прецеденты случились.
Раньше подобные программы носили косметический характер, комфортная городская среда ограничивалась турником и урной у подъезда среди асфальтового поля.
Подробнее: https://gre4ark.livejournal.com/484144.html
5. Европейские кварталы в сердце России
Оказывается так тоже можно! Нормальная этажность, приятный нейтральный фасад, дворы без машин, безопасные улицы и это не элитное жильё! Застройщик обошёл всю Россию на 10 лет и стал пионером, несмотря на устаревшие нормативы, сопротивление чиновников и страх маркетологов.
Подробнее: https://gre4ark.livejournal.com/483750.html
Хорошо помню, как ещё 3 года назад фраза «двор без машин» была из разряда сказки-страшилки – а где парковать машину, мне же обязаны дать бесплатно 10 квадратных метров асфальта прямо у подъезда! Сегодня в Москве «двор без машин» – преимущество дома, а не недостаток, осталось привести в порядок улицы в новых районах.
Подробнее: https://gre4ark.livejournal.com/491362.html
Есть два вида озеленения: как получится и хорошее. В первом случае приезжает бригада с КАМАЗом земли, раскидывает её, после приходят дворники или бабушки-садоводы и засаживают всё однолетними цветочками и деревьями-палками. В итоге получается красивый плац, который лет через 30 может будет с тенью деревьев или переделан в парковку.
Второй вариант – делать комфортное пространство сразу. Тут нужно постараться: нанять ландшафтных архитекторов, заказать у питомников растения и так далее. Это получается дороже, но объект получается сразу готовым, город не тратит деньги и силы на выращивание молодых растений в агрессивной среде и получает гарантию на деревья.
Подробнее: https://gre4ark.livejournal.com/488462.html
Казалось бы, вроде локальный идиотизм одного города, но он очень характерен для России – для решения внутренней задачи ухудшается сервис для пассажиров. Как общественные транспорт может конкурировать с личными машинами, когда его делают удобным для отчётности чиновников, а не горожан? Это ещё и наглядный пример быстрого распространения идиотизма, которое очень сложно отменить – ушло больше 10 лет до постепенной отмены палок и очередей на вход.
К сожалению, некоторые города успели начать делать подобные системы у себя: Подмосковье, Новосибирск и ещё где-то. Дурной пример заразителен.
Подробнее: https://gre4ark.livejournal.com/496160.html
Есть очень непопулярные, но нужные вещи. Особенно сложно делать что-то платным, что долгие годы было бесплатным – попробуйте раздавать лет 10 бесплатно пиво, а потом ввести за него плату и поймёте, о чём я. Платные парковки – первый этап перехода от бесконтрольного пользования машиной к попытке регулировать и управлять спросом. Ни один город мира не сумел решить свои транспортные проблемы без этого.
Платные парковки не только сигнал о смене парадигмы, но и весьма сложный управленческий проект: нужно провести анализ улиц и подсчитать количество мест (часто даже нет числа мест в районе или на улице), внедрить алгоритмы оплаты, договориться с ГИБДД о передаче баз данных номеров, наладить контроль и так далее. Далеко не у всех получается это сделать, поэтому во многих городах платные парковки носят скорее номинальный характер – чиновники просто разучились организовывать сложные проекты. Хотя, даже у Твери получилось.
Подробнее: http://gre4ark.livejournal.com/241232.html
10. МЦК и городская электричка
Железные дороги – ценный потенциал для городских пассажирских перевозок, который в России обычно используется для транспортировки угля. Даже метро менее эффективно с точки зрения провозной способности и скоростей, чем электрички. Казалось бы, бери, запускай поезда и спасай города от пробок, но практически все проекты городских электричек в регионах проваливались.
Причины провалов простые: неудобное расписание, разные билеты и нет интеграции жд в городскую транспортную систему. Электрички просто не рождают спрос на себя. Сначала небольшие интервалы, билеты с бесплатной пересадкой, удобное расположение и комфортные поезда, а потом пассажиры – именно этому сценарию обязан успех московского МЦК.
Только если МЦК проект изолированный и дико дорогой (хотя самому кольцу более века), то проекты первых диаметров уже другие – они создаются на действующих направлениях за счёт локальных связок, удобных билетов и подстраиванию расписания под удобство пассажиров. Запустят такое в Москве – у регионов появится наглядный пример для спасения своих городов от пробок (привет Краснодару).
Подробнее про МЦК: https://gre4ark.livejournal.com/378049.html
11. Частные общественные пространства
Невероятно, но делать бесплатные и удобные для людей места выгодно! Это сложнее, чем построить торговый комплекс, но вложения в качественную архитектуру, наполнение и содержание себя окупают. В России появилось понятие экономики отдыха и парки перестали быть прибежищем только для мам с детьми и алкоголиков.
Подробнее: https://gre4ark.livejournal.com/465686.html
12. Наземные переходы над подземными и никаких заборов!
У нас очень любят рассуждать о безопасности, но как показывает практика – в этом вопросе никто не разбирается. Каждый пытается придумывать свои метод и желательно, чтобы работать при этом поменьше. По закону ответственность за аварии несут органы власти, но они же заказывают опасные улицы с единственным критерием качества – соответствие гостам и тараканам в голове.
Москва же взяла и перестала ставить заборы в рамках реконструкции улиц. Для этого придумали хитрый обход гос экспертизы (оказывается так тоже можно!) и... безопасность улиц только повысилась. Ещё людей потихоньку стали вытаскивать из безопасных и удобных подземных переходов – тоже получилось хорошо!
Есть ещё Альметьевск, который воспользовался пробелом нормативов и убрал заборы вдоль велодорожек и улиц, Урюпинск, где доказали невозможность установки заборов, и Екатеринбург с локальными проектами без оградок. Если захотеть, покопаться в нормативах и систематически ломать барьеры, то можно уйти от могильных оградок.
Чем больше в России будет подобных качественных переломов, тем быстрее мы вырвемся из тлена. Это будет сложно, долго и возможно дорого – первые шаги всегда даются сложнее, чем последующие. Всё, что вы видели выше – про это всё говорили «так нельзя», «это невозможно» и «у нас тут не это», но это уже реализовано и можно приходить потрогать.