Площадь Ленина здорового человека
Практически в каждом российском городе есть площадь Ленина. Как правило, это огромное мёртвое пространство с типовым бюстом по центру. Пространство создавалось по идеологическим причинам для проведения военных парадов, митингов и шествий. Вопросы каждодневного функционирования особо даже не поднимался – советский человек должен работать на заводе, а не шляться по городу!
Времема и ценности давно изменились, но площади Ленина всё так же остаются мёртвыми островами на карте города. В лучшем случае раз в месяц там проходят городские мероприятия, а в остальное время пространство никак не задействуется и вызывает лишь желание побыстрее уйти. Рано или поздно встанет вопрос гуманизации таких площадей – территория должна взаимодействовать с жителями и использоваться, а не простаивать. Будучи в Тель-Авиве, подсмотрел возможный сценарий быстрого и недорого обустройства таких площадей.
Площадь Ицхака Рабина спроектировали в 1964 году и она до боли похожа на большинство наших площадей. Есть лишь одна разница – на ней приятно находиться. По границе площади идёт озеленение с уличной мебелью – деревья защищают людей от непогоды, задают границы площади и просто сглаживают пустоту.
Место Ленина тут занимает дерево с настилом, где можно сидеть или лежать. Когда мы перенесём одинаковые идеологические советские памятники в специальные парки, по центру можно будет высадить что-то подобное – деревья все любят и пользы от него больше.
В городах должны быть площади для проведения каких-то общегородских праздников, а для этого нужно место. Вне праздников на этих площадях можно проводить ярмарки или задействовать землю и завлекать людей иными временными конструкциями (тактический урбанизм). Здесь нет павильонов, зато сбоку есть фонтан с городскими стульями и лежаками:
Металл холодный, но нержавейка практически всегда хорошо выглядит и легко моется – такие стулья и лежаки не нужно каждый год красить, а после поломки их можно просто сдать на переработку и купить новый.
Да, муниципалитет просто закупил уличную мебель и поставил её на площади, а люди просто берут и пользуются её. Наверняка были кражи, но когда пространство активизируется и наполняется жизнью, то люди осознают два факта: этим можно пользоваться без присвоения чужого и что-то красть не очень приятно на глазах у других. В этом плане, Тель-Авив повторяет успех Нью-Йорка.
Новая уличная мебель должна быть к чему-то привязана, «якорем» может стать мини-пляж с песком, фонтан или деревья. Тут для этого есть небольшой водоём с лилиями и рыбками в одном из углов под памятником жертвам Холокоста. У нас бы подобное вызвало разрыв скреп – как это люди отдыхают и хорошо проводят время у мемориала, ведь они же должны ходить и плакать! Однако, бывает и по-другому:
Прелесть подобной уличной мебели, что жители сами расставляют её в удобных и нужных местах. Это может вызывать взрыв мозга у наших депутатов или составителей ГОСТов – людям иногда виднее как лучше и они справляются без регламентов и инструкций.
Чему нас учит этот опыт? Что изменить пространство можно очень быстро и с небольшим бюджетом. Установить уличную мебель вообще можно силами активистов и бизнеса с помощью досок, идеи и недели в гараже с пилой – главное не бояться делать что-то новое. Делать фонтан или пускать рыбок не обязательно, вместо этого вполне можно сделать площадку с песком – это читается немного абсурдно, но городской пляж на площади успешно практиковали многие города мира. Озеленение тоже крайне важный элемент комфортной площади, ведь это защита от солнца, дождя и ветра - хотя бы по бокам, но должны быть деревья.
Следующий уровень создания комфортных площадей – что-то подобное: