May 2, 2018

Почему мы тонем в своих городах

Что для вас такое дождь? Кто-то вспоминает детство и запуск корабликов, для другого это синоним обязательной мойки машины, а для кого-то романтика с прогулкой под зонтом. Для меня же каждый дождь дольше 2 минут с напором чуть сильнее детской лейки означает, что я не смогу сухим выйти из дома. Спасибо градостроителям за расчёт потоков воды и строителям дорог, ведь благодаря им улицы превращаются в каналы, а простые жители становятся заложниками воды.

Можете смеяться, но сегодня был обычный дождик на 15 минут, после которого по улице можно было отправлять флотилию в Сирию. Порядка 3 м в ширину и в глубину по щиколотку у бордюра. Хочется порадоваться, что на улице есть разуклонка, но перейти улицу с сухими ботинками в течение получаса невозможно.

И да, здесь есть ливнёвка!

У нас нет культуры отвода воды. Это в Германии, Нидерландах или Англии ещё несколько столетий назад научились уводить водосточные трубы сразу под тротуар, делать правильные тротуары и прочие не сильно сложные вещи – дешевле сразу сделать хорошо, чем потом каждый год перекладывать асфальт или выслушивать критику жителей на испорченную обувь. У нас же балом правят продавцы резиновых сапог, ведь даже при наличии ливневой канализации улицы регулярно отправляются в плаванье.

Я вижу две проблемы с текущей защитой городов от воды:

Нет комплексного подхода
За стройку ливнёвки отвечает какой-нибудь департамент строительства, которому хочется сделать всё попроще и побыстрее, за эксплуатацию туннелей и прочистку отвечают вторые люди, за ремонт улиц и газоны – третьи. Каждый выполняет свою часть работы, но в итоге забывают про жителей и не видят полной картины. В такой системе никто и никогда не подсчитает эффект от разрушения благоустройства под ежедневным напором воды или падение привлекательности городской среды.

А ещё у нас очень часто ливнёвку вообще могут не сделать под предлогом дороговизны и срока сдачи ко дню города. Стоимость жизненного цикла улицы или стоимость прокладки ливнёвки в будущем в расчёт вообще не берётся – пусть это будет проблема будущих чиновников, которые будут мудрее и богаче нас. Итогом такой экономии становятся двойные или тройные затраты для решения проблем потопа.

Устаревшие нормы
Возможно даже не сами нормативы на ширину или залегание труб, а скорее сама философия – делать мало водоприёмных решёток только по краю проезжей части. В итоге получается, что небольшие ручейки с крыш, дворов или тротуаров формируют огромный поток воды, который нужно остановить и запихнуть в трубу – вроде экономия, но получается рукотворные реки.

Понять о проблеме можно при простом взгляде на решётки – они самые простые и в них застревает колесо от велосипеда. В дизайне совершенно не учитывается внешний вид и функциональность, такая решётка может убить велосипедиста. Уже этого достаточно для модернизации стандартов.

Для сравнения, решётка в Иерусалиме – безопасно и куда изящнее, стоимость та же.

В европейских городах подход другой – каждый ручеёк направить в нужное русло и увести с улицы, а решётки приёмников делать чаще. Получается сложнее, зато через 5 минут после дождя можно ходить без мата и с сухими ногами. Вода точит камень, поэтому подобный водоотвод сохраняет благоустройство в целостности и снижает затраты на содержание города – получается экономия в долгосрочном плане, особенно в климате с частым переходом через 0 градусов. Например, посчитайте количество ливнёвок на улице швейцарского города:

Эко-дренаж

Вода умеет уходить в почву через землю, этим нужно пользоваться. Например, делать во дворах и на небольших улицах естественные накопители – это места с укреплённым грунтом, где вода уходит в почву естественным образом.

Такое не всегда можно сделать, но средство относительное простое и универсальное для небольших потоков воды.

Многие современные проекты застройки используют подобие арыков вдоль домов. Вода не враг, если уметь с ней работать.

Не нужно пытаться заасфальтировать каждый клочок земли и снести все деревья – это лишь увеличит нагрузку на ливнёвку. Например, крона взрослого дерева может впитывать и уводить до 90% воды в почву. Снесли дерево ради парковки – вода будет искать другой выход.

Современные европейские стандарты прописывают необходимость делать зелёные крыши домов – вода впитывается растениями и остаётся в эко-системе района:

А что нам делать сейчас
Проблема водоотвода даже на улицах с ливнёвкой видна каждому после дождя – решётка есть, а вокруг неё лужи. С организационной точки зрения необходим единый балансодержатель улицы, чтобы зона ответственности не заканчивалась в сантиметре от бордюра или трубы.

Вставлять новые приёмники между существующими обойдётся в космическую сумму, но что мешает проложить вдоль обочины канаву с заглублением для увода хотя бы части воды мимо ног? Коммуникации залегают куда ниже, поэтому, как мне кажется, можно попробовать – дёшево и сердито. Обязательно такое нужно делать у пешеходных переходов.

С водосточными трубами аналогично – просто делаем заглубление и закрываем решёткой. Их нужно регулярно прочищать, зато грязь будет собираться в одном месте, а не разлетаться по всему городу.

Делать приподнятые пешеходные переходы и заезды во дворы на улицах в жилой зоне – это упростит перемещение, ведь вода будет стекать с них, и сделает улицы безопаснее.

на фото – итог неправильного дизайна улицы

Ну и главное – обновить строительные регламенты. Для этого можно взять иностранный аналог из какой-нибудь Швейцарии, Германии или даже Чехии. Сейчас многие муниципалитеты повторяют ошибки прошлого, а потом кусают локти. Я не сторонник тотальных запретов или ограничений, но сдача новой улицы без ливнёвки или комплексного водоотвода должна уйти в прошлое. Делать хорошо дорого, но переделывать плохой проект ещё дороже – это должны понимать заказчики и проектировщики. Если человечество сумело отправить ракету в космос и посадить её на маленькую площадку посреди океана, то и сделать улицы сухими и качественными должно получиться.

Плохо

Хорошо

В материале использованы фотографии и картинки Александра Мостового