Калининградский диснейленд
У массовой культуры есть продающие образы – красивые девушки и группы парней по 4 человека хорошо заходят в музыке, маркировки «без ГМО» на туалетной бумаге обеспечит рост продаж и так далее. Архитектура тоже страдает от этого, ведь соблазн построить пряничные домики и сделать всё как в сказке очень велика. Самый известный пример – Диснейленды с замками и иной милотой.
Проблема пряничной архитектуры одна – она поддельная. Каждой эпохе характерна свой стиль, который нельзя просто взять и вставить в среду – обман раскусит каждый. Тут вы скажите, что практика воссоздания исторической среды существуют по всему миру и будете правы. Только это большие самостоятельные программы и именно по комплексному восстановлению, а не придумыванию нового. Хотя подход Дрездена по созданию спокойной застройки на месте бывших кварталов мне ближе всего – они воссоздали историческую среду новой застройкой.
Калининград же решил пойти путём новодела: из хрущёвок попытались сделать Ганзейскую застройку средневековья с пластиковыми окнами и штукатуркой 21 века.
До разрушения города во Второй мировой эта улица выглядела так:
После войны город не восстанавливали, а скорее специально доламывали. Улицы были переложены, а застройка пошла по общесоветскому направлению – появились панельки. В 2017 мэрия Калининграда разыграла конкурсы на капитальный ремонт домов Ленинского проспекта, на каждый дом ушло порядка 16 млн рублей:
Радует, что в городе признали архитектурную проблемы и пытаются идентифицировать себя, но получается как раз диснейленд.
Оригинальные решения по реновации пятиэтажек на Ленинском проспекте, центральной улице Калининграда, были предложены для двенадцати домов Московским архитектурным институтом (МАРХИ) и архитекторами И.Киселёвым и А.Сараниц. Задача проекта заключается в создании «исторического» центра города с многовековой историей методами стилизации и реконструкции.
Получилось ли мило? Да. Получилось ли хорошо? Нет.
Архитектура – самый доступный и опасный вид культуры. Смотреть на красивые дома может каждый, но от плохих домов тоже не скрыться – дома вдоль пути на работу нельзя выключить, как музыку.
Новые калининградские хрущёвки хорошо смотрелись на картинках без учёта среды вокруг, но при перестройке контекст не был учтён. Для исторической среды важен не только дом, но и обстановка вокруг: брусчатка, размер улицы, трамвай, вывески и прочие вещи.
Архитектуру ещё можно сравнить с едой – она должна быть качественной, но разнообразной. Не нужно всё пытаться делать острым – должна быть обычная еда, на фоне которой будет раскрываться главное блюдо. Здесь же из каждого дома попытались сделать доминанту – всё вместе смотрится глупо.
Со стороны дворов дома просто отштукатурили:
Подъезды оставили страшными: ни безбарьерной среды, ни прозрачной двери, ни нормальной обстановки внутри.
Остекление балконов тоже не было приведено к какому-то единому виду:
С бизнесом на первых этажах аналогично – было оставлено как есть:
Вы когда-нибудь обращали внимание на двери в театрах? Они большие, красивые и деревянные, а при проходе через них человек внутренне меняется – пространство меняет человека в лучшую сторону. Здесь же самые дешёвые и убогие двери, чтобы подчеркнуть низость человека. Я бы даже в сарай на дачу не стал ставить подобное.
Про дворы говорить нет смысла – с ними ничего не делали:
Хрущёвки и панельки не красят город и морально устарели для жизни. Но сделать из говна роффаэлло тоже не вариант – обёртка не спасает от запаха и вкуса. Мне больше всего понравился вариант спокойного ремонта без излишних деталей:
На фоне прочих домов тут нет обмана, но дом выглядит значительно опрятнее с любой точки улицы:
Длинные дома можно было бы разделить с помощью краски без значительного декора, как это сделали в некоторых домах – просто и симпатично: