Ларьки: за и против
Захват российских городов ларьками пришёлся на 1990-ые года вместе с приходом рыночных отношений – конструкция стоила копейки, можно было договориться поставить хоть на голове Ленина и начинать считать профит. Неконтролируемое заполнение пустых ниш рынка сразу отразилось на внешнем виде городов – они стали похожи на базар в худшем значении слова.
Как это часто бывает, после неожиданной волны и проявления последствий приходит прозрение. Сегодня многие города более ответственно выдают разрешения на установку ларьков, некоторые даже пошли по пути Москвы и устраивают свои ночи длинных ковшей. Механизмы очистки города от павильонов есть разные – в это мы углубляться не будем, но поговорим о допустимости ларьков в принципе.
Исторический центр – не лучшее место для ларьков. Обычно это единственное приятное место в городе с нормальными улицами и архитектурой. Основной упор здесь необходимо делать на фасады первых этажей, где и должен размещаться бизнес:
Установка ларьков допустима лишь в пробелах застройки, где по каким-то причинам обрывается линия домов и образуется пустота. В остальных случаях хватит небольшой тележки с водой или мороженым:
Совсем другое дело окраины, особенно спальные микрорайоны. Такая застройка, как правило, не предполагала активных улиц и бизнес на первых этажах в принципе. При это здесь много пустого пространства и посредственная архитектура – в таких местах торговые павильоны более чем уместны, ведь аналогов в виде первого этажа банально нет.
Не стоит забывать про чувство меры и устраивать торговые лабиринты вдоль проходов к метро на окраинах. Павильоны могут временно активизировать пространство и дать людям возможность купить хотя бы газету или воду, но нужны какие-то постоянные решения – подойдёт точечная достройка небольших торговых и офисных пространств в пустотах между домами с учётом окружения. Возможна и частичная реконструкция домов вдоль улиц с расширением первых этажей для нормальной торговли вдоль тротуара, для жителей на крыше при этом можно организовать какие-нибудь площадки.
В любом случае необходим качественный архитектурный проект павильонов и соблюдение правил размещения вывесок, чтобы ларьки были нейтральными и вписывались в любое окружение. Тут как с остановками – тёмный цвет, нейтральный современный дизайн. Такое можно объединить с городскими туалетами или навигацией района. А вот совмещать остановки с ларьками не стоит – желание некоторых водителей забежать на 5 минут за сигаретами или ещё чем блокирует подъезд автобусов и троллейбусов.
И всё же я сторонник того, что в хорошем городе ларьков быть не должно. Это сигнал проблемы пространства и способ гуманизации временной схемой.