May 25, 2018

Должен ли окупаться общественный транспорт

Кто-нибудь считает рентабельность содержания полиции, спасателей или скорой помощи? А строительство водопровода или канализации? Нет, потому что это социальное обязательство государства и каждый понимает, что без этого уровень жизни значительно упадёт. К сожалению, с общественным транспортом такого понимания нет, поэтому довод «денег нет», «маршрут убыточный» и так далее – норма для выпиливания трамвая, троллейбуса или маршрутов с лица города. Это большая ошибка.

Экономика транспорта существует, без этого невозможно организовать нормально работу и планирование. Есть даже очень прибыльные маршруты, но вместе с этим есть и убыточные. Фишка в том, что хорошая транспортная система практически никогда не окупается – её субсидируют из внешних источников типа платной парковки, бюджета, специальный налогов, облигаций и так далее.

Если не покрывать дефицит и не обеспечивать мобильность людей с помощью общественного транспорта, то потери общества будут намного выше, чем сумма субсидии: пробки, торможение экономического развития, аварийность, деградация городской среды, проблема с экологией, рост затрат на медицину и так далее. Именно поэтому дешевле и лучше решать проблему на корню, а не платить трижды для решения последствий.

Тут вы можете вспомнить про маршрутки или убер – это не решение проблемы, а скорее ещё один гвоздь в убийство города. Маршрутки не обеспечивают должный уровень сервиса: проблемы безопасности, нарушение режима отдыха водителей, паразитирование на городской инфраструктуре, отсутствие стабильности и так далее. При первой возможности люди будут стараться взять свою машину и сбежать от маршрутки.

С убером, беспилотными машинами и прочими Илонами Масками тоже много проблем – уже сейчас опыт городов США показывает тупиковый путь развития. Частный оператор может стараться обеспечить транспортный сервис, но транспорт – это инфраструктура, которую без участия города и страны потянуть чаще всего невозможно.

Так что хватит распускать сопли и кивать про дефицит – без хорошего общественного транспорта невозможно говорить о развитии, поэтому деньги нужно перераспределять. Это сложно, но если не строить подземные переходы, белить деревья или уничтожать газон под парковку, то денег хватит не только на красивые планы-картинки, но и на ровные рельсы с нормальными интервалами работы. Заодно проблему пробок решите.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты про общественный транспорт

Каким должен быть городской общественный транспорт? Интермодальная транспортная система 24 на 7, или как работать транспорту Об общей логике билетной и тарифной систем

Социальный транспорт Трамвай как инвестиция Где взять денег Как сделать хорошую выделенку

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо Проблема последней мили Зло от автобусных карманов Обособление трамвая: зачем и как

Турникеты на вход Простое правило метро Как обезопасить остановки трамвая