Должен ли окупаться общественный транспорт
Кто-нибудь считает рентабельность содержания полиции, спасателей или скорой помощи? А строительство водопровода или канализации? Нет, потому что это социальное обязательство государства и каждый понимает, что без этого уровень жизни значительно упадёт. К сожалению, с общественным транспортом такого понимания нет, поэтому довод «денег нет», «маршрут убыточный» и так далее – норма для выпиливания трамвая, троллейбуса или маршрутов с лица города. Это большая ошибка.
Экономика транспорта существует, без этого невозможно организовать нормально работу и планирование. Есть даже очень прибыльные маршруты, но вместе с этим есть и убыточные. Фишка в том, что хорошая транспортная система практически никогда не окупается – её субсидируют из внешних источников типа платной парковки, бюджета, специальный налогов, облигаций и так далее.
Если не покрывать дефицит и не обеспечивать мобильность людей с помощью общественного транспорта, то потери общества будут намного выше, чем сумма субсидии: пробки, торможение экономического развития, аварийность, деградация городской среды, проблема с экологией, рост затрат на медицину и так далее. Именно поэтому дешевле и лучше решать проблему на корню, а не платить трижды для решения последствий.
Тут вы можете вспомнить про маршрутки или убер – это не решение проблемы, а скорее ещё один гвоздь в убийство города. Маршрутки не обеспечивают должный уровень сервиса: проблемы безопасности, нарушение режима отдыха водителей, паразитирование на городской инфраструктуре, отсутствие стабильности и так далее. При первой возможности люди будут стараться взять свою машину и сбежать от маршрутки.
С убером, беспилотными машинами и прочими Илонами Масками тоже много проблем – уже сейчас опыт городов США показывает тупиковый путь развития. Частный оператор может стараться обеспечить транспортный сервис, но транспорт – это инфраструктура, которую без участия города и страны потянуть чаще всего невозможно.
Так что хватит распускать сопли и кивать про дефицит – без хорошего общественного транспорта невозможно говорить о развитии, поэтому деньги нужно перераспределять. Это сложно, но если не строить подземные переходы, белить деревья или уничтожать газон под парковку, то денег хватит не только на красивые планы-картинки, но и на ровные рельсы с нормальными интервалами работы. Заодно проблему пробок решите.
Посты про общественный транспорт
Каким должен быть городской общественный транспорт? Интермодальная транспортная система 24 на 7, или как работать транспорту Об общей логике билетной и тарифной систем
Социальный транспорт Трамвай как инвестиция Где взять денег Как сделать хорошую выделенку
Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо Проблема последней мили Зло от автобусных карманов Обособление трамвая: зачем и как
Турникеты на вход Простое правило метро Как обезопасить остановки трамвая