Прогулка по Минску: преображение заводов, новые пешеходные зоны и иная урбантина
Если я не ошибаюсь, то с поездки в Минск лет 7 назад начался мой этап самостоятельных путешествий дальше дач и родни в других городах. После той поездки от города осталось впечатление стерильности и деревни – мы еле как тогда банально нашли кафе-бар, который не закрывался бы в 9 вечера. Потом нам сказали, что это был аж 1 из 3 подобных на весь город. Была ещё чистота, отсутствие маршруток, но объективно не хватало жизни и считывалась зажатость. Благо я тогда не болел всеми этими «трамвай, велодорожки, кварталы и общественные пространства», поэтому ужас постоянных подземных переходов не отложился в голове.
В этот раз я увидел иной город. Даже внешне люди стали другими, по крайней мере молодёжь не боится самовыражаться во внешнем виде. Бизнес на улице за это время стал более европейским, посидеть с собачкой и собеседником до ночи в центре не проблема. Заодно появились граффити и в целом та самая магия от смешения совершенно разных людей в одном месте. Ещё в городе теперь есть платная парковка, креативные кластеры, электробусы и реклама в метро, но обо всём по порядку.
Это улица Октябрьская в центре города, раньше это было исключительно промышленное место – завод стоял на заводе. Затем развал Союза, постепенное закрытие и прочие привычные вещи – место умирало, сюда даже перестали пускать трамвай.
Сегодня это главное тусовочное место города с кафе-барами-ресторанами-клубами. Я тут был в 7 утра буднего дня, поэтому всё немного безжизненное, но вечером картина кардинально другая. Придётся вам верить мне на слово и любоваться граффити:
Процесс преобразования промышленных предприятий в центре городов проходили практически все города мира при переходе от промышленной эпохи в постиндустриальную – цена земли высокая, поэтому куда выгоднее организовать на территории услуги для креативного класса или зону отдыха, а производство перенести в пригороды. Тем более потребность в ручном труде падает, вопрос доставки людей не столь критичен.
В Минске всё же не совсем рыночная экономика и ряд предприятий работает, но я практически уверен, что года через 3 здесь будет исключительно ресторанно-клубный район. Тем более рядом общаги, набережная, центр и станция метро. Пока же рекомендую блины в Дэпо – довольно вкусно.
Вообще сложно сегодня представить развитый город без подобных креативных кластеров. Если у вас нет такого уголка в городе, то что-то определённо идёт не так.
Кстати, найти работающие предприятия можно не только по звуку станков и бутылок, но и по идеальному тротуару по версии коммунальщика. В ком-то явно умер первоклассный маляр!
Вроде всё хорошо, но у меня прямо на глазах случился небольшой трамвайный погром – ветку в эту зону отрезали от основной сети. Участок был тупиковым и вообще работал для заводов, потом маршрут сняли и рельсы просто лежали без дела, а сейчас под реконструкцию стадиона решили сделать ремонт улицы и тихо обрубили ветку. Решение недальновидное с учётом оживления улицы и это потеря разворотного кольца на случай проблем на линии. Аргумент с наличием рядом метро плохой – трамвай и метро разный транспорт: трамвай развозит людей по улице на среднее расстояние, а туннели под землёй нужны для поездок из одного конца города в другой.
Пути основной линии реконструируют по устаревшей и дорогой технологии BKV – рельсы впрессовываются в плиту. Ранее считали, что теперь нужно будет меньше ремонтировать пути и вибрации практически не будет, но вышло как всегда: пути в принципе не ремонтируются, резинка между бетоном и рельсом быстро убивается, при температурных перепадах происходят выбросы. Короче, очень дорого, опасно и плохо. Поэтому сейчас в Будапеште и Чехии, где таких путей больше всего, всё меняют на рельсы со шпалами или заливают рельсы в бетон – дешевле и надёжнее, а при нормальном обслуживании ещё и тихо.
Зато стадион Динамо получается красивым:
Получилось неплохое сочетание старого и нового. Должны были открыть на следующий день после моего отъезда, а при мне постоянно проверяли оповещение при пожаре. Кстати, очень надеюсь, что когда-нибудь этот столб с открыточного кадра уберут.
Пример хорошего отношения к истории, архитектуре и деталям, но убрать мигающий крест не помешало бы:
... заодно не помешало бы оторвать руки дворнику и завхозу:
Широко известный факт, что исторический Минск был практически полностью уничтожен войной. Оставшиеся уголки были частично доломаны при перестройке города. Сейчас же выясняется, что иметь историческую среду модно и нужно это дело исправлять. Для этого небольшой кусок города был частично переделан, а на другую часть отстроен заново. Издалека в целом всё выглядит опрятно-нарядно:
По мере приближения появляется чувство обмана – уж очень современно выглядят эти дома, а повсеместные пластиковые окна лишь подтверждают это. К тому же именно исторической среды добиться не получилось:
Особенно ужасно выглядит попытка создать историческую улицу в стиле евроремонта по советским снипам:
В городе вообще всё плохо с современной архитектурой:
Особо печально, что даже знаковые места города опошляются плохим вкусом. Например, есть площадь у Дворца Республики:
Справа от дворца недавно здесь снесли музей Великой Отечественной войны:
... и теперь строят это. Если бы сюда воткнули огромный икеевский шкаф, то было бы значительно лучше.
Группа местных архитекторов постаралась устроить хайп и предложила свои варианты с сохранением площадей и функционала зданий, но их не стали слушать. Очень зря, потому что аналитика, виденье и предложения были супер. В общем, боль и страдания.
А это общественная зона между стройкой того ужаса и дворцом. Парадный плац дворца плохо подходит на роль комфортного места для человека своей гигантоманией – там только парады принимать, зато здесь камерно и есть фонтан. Со скамейками стало бы совсем хорошо, но было решено превратить всё в парковку:
Хотя, если закрыть периферийное зрение, то там рядом есть весьма милые места:
Разработчики онлайн табло для остановок явно вдохновлялись Яндекс.Транспортом, где на карте отображаются все маршруты. Только тут нельзя приблизить и понять, что и где едет. Ну и рядовое объявление на половину экрана шедеврально:
В городе заработала платная парковка. Со штрафами пока туго, но читал про интересный психологический ход: неплательщикам на первый раз под щётки клали жёлтые карточки, а при повторном нарушении – красные, как в футболе. Никто не мог понять, что это означает и от страха начинали платить. Не знаю, правда или нет, но было бы прикольно поэкспериментировать в таком духе.
дизайн инфотабличек ужасен, давайте скинемся Минску на нормальных дизайнеров?
Некоторые дворы внутри платной зоны закрыты на шлагбаум, но в основном они патрулируются городской службой, а номера жильцов в общей базе:
Дворы по большей части превращены в парковку, но без уничтожения кусков зелени и детских площадок:
Ещё в городе год назад запустили электробусы, сейчас их 20 и они работают на нескольких маршрутах. Прокатиться не успел, но подобные проходили обкатку в Москве и чего-то интересного замечено не было. За время работы сгорела всего одна машина.
Травнайно-интересное: на платформах размечают место остановки каждого вагона, иногда разом по три трамвая подъезжают:
Метро-интересное: в вагонах и на станциях куча рекламы. Судя по всему, не от хорошей жизни такое. Кадр не совсем удачный, поэтому поверьте так :)
Проспект Независимости – главная улица города, но назвать её комфортной сложно. Слишком много машин, мало деревьев и для перехода приходится спускаться под землю. Это парадная улица для людей в машине, но явно не для пешеходов или жителей.
Из проспекта можно было бы сделать замечательный бульвар – оставить по две полосы для машин и одну автобусную в каждую сторону. Это бы успокоило трафик, снизило нагрев поверхности и людей в жару, решило проблему водоотвода и просто преобразило улицу. Как минимум в центральной части города нужно обязательно выводить людей на поверхность из подземных переходов (почему подземные переходы – плохо).
Пока же основная жизнь идёт на соседних улицах поменьше, где к тому же сохранилась немного досоветская застройка. Хотя в 6 утра это сложно оценить нормально, но пространство соразмерно человеку и это сразу видно:
В целом в городе постепенно подходят к изменению транспортной парадигмы и виду улиц. Про программу повышения безопасности и новую классификацию улиц я уже писал, ещё тут решили сделать пешеходные зоны. Было:
Здесь останется проезд к домам, хотя со столбиками вышел явный перебор:
Каждый по отдельности столбик слишком массивный, а все вместе они визуально перегружают улицу:
Ещё тут проблема с фонарями – вместо одного впихнули по два, так ещё и разной высоты. Я сначала ходил с мыслью, что перегрелся на солнце и мне это кажется, но потом понял, что проектировщики явно не учли архитектурную начинку:
Фонари, к слову, петербургские. Раз уж на улице делали водоотвод, то могли бы убрать водосточные трубы сразу под землю, но не осилили (как правильно). Про остальное судить сложно на текущем этапе и без проекта – финальную версию, как и все остальные, держат в секрете. Тут даже генплан под грифом для служебного пользования :(
Вторая улица. В итоге получится четыре пешеходных квартала, практически барселонские супер-кварталы! Кстати, первая пешеходная зона появится на Революционной улице! Уж не знаю, совпадение или нет, но пешеходная революция Минская явно пойдёт с этого места. Было-сейчас:
Ну и под конец – минский котик! В следующих частях про плохие и хорошие новые районы и Минск велосипедный!