Что посмотреть в Москве – урбанпрогулка по городу одним днём
Москва сейчас переживает туристическую атаку со всего мира, это не совсем удачное время для изучения города в его нормальном состоянии, но хочется верить в лучшее. Подготовил небольшой пеший маршрут на один день с максимальным охватом полезных изменений Москвы последних лет. Не всё получилось удачно, но на сегодня это лучшая практика, которую можно увидеть в России. Всего получилось 12 главных пунктов и 15 км пути.
1. Площадь Белорусского вокзала
Было асфальтовое поле, а стала нормальная площадь с деревьями, трамваем, возвращением памятника Горькому и удобными остановками. Заодно появился первый наземный пешеходный переход через Тверскую-Ямскую. Однозначно один из лучших проектов Моей улицы.
Результат архитектурного конкурса и борьбы жителей за качественные проекты. Изначально здесь хотели просто поменять асфальт и поставить новые заборы, но жители взбунтовались и добились качественных изменений. Впервые в Москве получилось не просто украсить площадь, но также наполнить её жизнью и функционалом. Неожиданно выяснилось, что все любят качели – они никогда здесь не пустуют.
3. Садовое кольцо – попытка очеловечить монстра
Пример сталинской монструозной Москвы и последующего добивания улицы градостроителями. Из улицы решили сделать взлётную полосу с развязками, но от пробок это никак не спасало и с каждым годом становилось лишь хуже. В этой реконструкции ширину проезжей части привели к одинаковому количеству полос, а излишек отдали на парковку и пешеходам. Заодно появились новые проколы для прямого проезда общественного транспорта, но выделенных полос, велодорожек и наземных переходов над подземными не появились. В общем, кольцо ещё нужно будет доделывать, чтобы привести его в порядок, но уже сейчас здесь можно ходить и разговаривать, а не перекрикивать машины.
4. Бульварное кольцо после реконструкции
Пример обустройства кольца малой кровью. Здесь в основном заменили асфальт на плитку и поставили новые фонари. Посмотреть здесь стоит первую велополосу города, которая была тестовой и должна была стать велодорожкой, но временное стало постоянным. Плюс раньше бульвары не были соединены между собой, а теперь площади облагородили и появились прямые связки.
Хороший пример изменения улицы: появился широкий тротуар, велодорожка (которая обрывается у Арарата), озеленение, нормальная парковка, общественный транспорт и при этом остались полосы для машин. Раньше это была улица-парковка.
6. Первые пешеходные зоны новой Москвы
С пешеходных зон на Кузнецком мосту началась борьба Москвы за пешехода, сейчас здесь одно из самых живых мест города. Рядом неплохой пример shared space, когда у улицы нет чёткого деления на тротуары, проезжую часть или велодорожку.
7. Славянская площадь – главный автобусный хаб Москвы
За счёт сокращения ведомственной парковки получилось организовать новые остановки, найти места для деревьев, нарисовать зебры над подземными переходами, поставить станцию велопроката и в целом очеловечить площадь. Теперь здесь главный дневной и ночной хаб города.
Тут, думаю, отдельного представления не нужно. Новый парк на бетоне с кучей фишек. Заодно обратите внимание на асфальтовый плац у Храма Василия Блаженного – его больше тут нет. Невероятно, но много асфальта это плохо и совсем не нужно. Остерегайтесь толп китайцев!
Этот район должны были снести по Генплану Сталина практически полностью, но помешала война. Сейчас это комфортный кусок старой Москвы с барами, магазинами, пешеходными зонами и церквями.
10. Серпуховская площадь здорового человека
И вновь пример преобразования куска асфальта в нормальную площадь. Здесь остались прежние повороты и ряды, но за счёт островков траектория движения стала понятной, вместились наземные переходы над катакомбами и вывели автобусы из туннеля для подъезда к метро.
11. Парк Горького, Музеон и Крымская набережная
Оазисы Москвы, которые стали единым целым. Ещё 10 лет назад в Парке Горького были одни шашлычные с пивными и платным входом, а Крымская набережная была с 6 полосами движения – сегодня здесь самые приятные места города. Музеон интересен своим подходом к сохранению наследия – сюда отвозят памятники после сноса, в том числе Сталинов, Ленинов и Феликсов. Здесь же был Горький до возвращения на площадь Белорусского вокзала.
После долгой прогулки хочется поесть – для этого хорошо подойдёт главное гастрономическое место города. Заодно это пример качественного переосмысления рынка и создание полноценного общественного пространства. Приходите – не пожалеете ;)
Ссылка на карту ещё раз и хорошей прогулки!