Прокачанные белорусские панельки
Можно бесконечно ругать новые районы российских городов за плохую архитектуру, дурацкое планирование дворов, транспортную изолированность, убогие планировки и так далее. Чаще всего все эти минусы выходят в простом и понятном каждому «фу, опять эти панельные гетто». Только проблема застройки не сводится к материалам или высотности — могут быть хорошие панельные дома, а высотка может быть стать украшением района. Собственно, это правило даже относится к ярким детским площадкам — в умелых руках цвета, материалы и идеи раскрываются, а не подчёркивают убогость.
В этом посте хотел бы показать вам новый район в пригороде Минска — Новая Боровая. Застройщик в определённый момент не побоялся позвать молодых архитекторов и поверил в их идеи. За счёт локальных небольших улучшений получилось спасти почти готовый к сдаче район от превращения в унылую серость.
Район строят в поле за МКАДом, но здесь пешая и велосипедная доступность до станции метро — порядка 15 минут. Первая очередь уже заселена:
Эти панельные дома по своей форме и удобству недалеко ушли от советских прародителей. В Белоруссии по сути нет конкуренции между застройщиками, поэтому особых проблем с покупателями не было — выбирали одинаковые дома, отличалась лишь локация. Хотя, на фоне новых районов в самом городе, даже простые коробки без изысков кажутся образцовыми.
Архитекторов подключили после работы строителей — дома стояли и нужно было как-то исправить серость. В ход пошла краска, детали и прокачанные входные группы:
Менять форму дома или планировку было поздно, зато появились вставки из дерева и металла. Здесь нет ниш для кондиционеров, но по заявлению в управляющую компанию и символическую плату могут поставить такие и даже под цвет фасада.
Крупная навигация. Такая застройка больше свойственна автомобильному масштабу, поэтому нужно делать номера крупнее, чем на небольших улицах центра:
Входные группы с лестницей, но приятные внешне. В нише для мусоропровода сделали велогараж:
Это самые обычные материалы, но после работы специалиста по интерьерам:
Меловая стена для общения соседей:
Микрорайоны задумывались как спасение городов от машин: внутри пешеходное пространство и социальные объекты, а снаружи дороги-магистрали. В Европе даже были подобные жилые комплексы, но в бывшем СССР внутреннее пространство чаще всего разделялось проездами. Уже в наше время проезды для скорых и пожарных превратились в дороги и парковки, то есть убили саму идею безопасного пространства для людей внутри мкр. Тут всё стандартно:
Некоторые дворы стали закрывать забором. Жители хотят иметь свой двор, но в микрорайонной застройке это невозможно, в отличие от кварталов. В итоге жителям приходится делать круги вокруг домов ради приватного места отдельных жильцов.
Архитекторы поработали над детскими площадками. Сначала всё делали сами:
... затем стали просто закупать готовые у одной американской фирмы — так оказалось проще:
Мило, но иногда перебор. Здесь, например, как-то слишком много лавок:
В некоторых дворах старались спасти деревья от зубьев строителей, где-то это даже получилось. Из-за поднятия грунта пришлось делать такие решётки:
Площадка для мусора, к которой приятно подходить! Не уверен, что это законно, зато жители точно не испытывают постоянного отвращения к месту, где живут. Простое выкидывание мусора порождает приятные эмоции!
Подстанция-пакман! Такую не будут закрашивать тэгами или вандалить, потому что она не воспринимается белым листом бумаги:
Велобокс из старого контейнера. Изначально это была пиар-задумка, но жители были в восторге — подобные гаражи стали появляться и дальше. Только это были уже открытые и более лёгкие конструкции — контейнер оказался дорогим и неудобным решением.
Стоит такое удовольствие 1500 российских рублей в год, жителям просто выдают ключи от входа — покупать хороший личный замок всё равно надо и это абсолютно нормально. В некоторых гаражах крепление велосипеда вертикальное за переднее колесо — это плохо, потому что девушкам, пожилым людям, детям и многим другим такая акробатика даётся с большим трудом. Самый нормальный вариант:
... а вот общественные велопарковки плохие: нет нормального упора, нельзя прицепить раму замком, можно повредить тормозной ротор или переключатель. Если бы не подпись, то я бы даже не понял, что это велопарковка:
Урны разрабатывали с нуля: внутреннее ведро легко вытаскивается, сюда не выкинуть коробку из-под обуви, есть крышка от дождя и снега, пепельница с лёгким затвором снизу для очищения. Лебедев бы точно оценил!
Во всём Минске полусферы красят в жёлтые цвета, а здесь всё по-человечески:
Дома поновее, здесь архитекторов подключили на этапе проектирования. Двор без машин:
Подъезды на уровне тротуара. Только лестницы всё равно есть, но внутри — в Белоруссии есть идиотские нормы по высоте первых этажей над уровнем земли. Жалко у нас в странах не принято давать нормам имена их авторов — мамы с колясками, пенсионеры и просто люди с сумками бы каждый раз могли вспоминать инициатора этого идиотизма, который на пустом месте заставляет людей страдать.
Подъезды выходят на обе стороны:
Лестницы внутри закрыты не бетоном, а стеклом. Говорят, по вечером их красиво подсвечивают. Ещё тут эксплуатируемая крыша — каждый житель может попросить у соседа с верхнего этажа ключ и что-нибудь поделать наверху.
У квартир на первом этаже появились веранды. Напомню, это всё ещё панельный дом, но с локальными доработками.
Эти дома только собираются сдавать, здесь архитекторы уже вплотную работали с проектировщиками домостроительного комбината и планировщиками всего района. Была снижена этажность:
Дома расположили точечно для формирования закрытого двора, все машины снаружи:
Во дворе зоны для детей и спокойного отдыха взрослых. Говорят, что тут даже шашлыки готовили!
Небольшие, но крутые детские площадки с рельефом!
При этом не забыли про родителей — рядом с детскими площадками всегда есть скамейки или лавки. Хотя, при такой этажности можно смотреть за ребёнком из квартиры — человеческий масштаб домов позволяет различить лицо ребёнка:
Давно мечтаю о такой штуке у себя во дворе — играл бы по ночам :(
Один из архитекторов проекта даже купила здесь квартиру!
Детали оформления вставлены более аккуратно. Есть доска для объявлений, красивый стеклянный навес с подсветкой, щётки для обуви и так далее.
Никакого космоса, просто аккуратно, функционально и со вкусом. Да, такое бывает!
Красоту и архитектуру домов немного портят покрашенные люки. Увы, эта минская традиция перешла и сюда. Надеюсь, что рука с валиком не доберётся до подъездов и дворов.
Новые дома отделены от первой очереди большой улицей, это не есть хорошо. Тут, конечно, не шоссе, но разрыв городской среды чувствуется:
Милая беседка с памятником псу посреди улицы-парковки. По задумке, это должно стать местом встреч, хотя не уверен, что идея приживётся (но я могу ошибаться):
Велодорожка пока декоративная, но здесь должен будет появится большой район и она станет полезнее. Хотя интересность поездки между парковкой и проезжей части небольшая — не хватает фасада с витринами вдоль улицы.
Ну и вишенка на торте — пешеходная площадь района перед садиком:
В микрорайонах школы и детские сады становятся центром общественной жизни — других мест, типа улиц с кафе или набережными, просто нет, поэтому основные встречи и социальные связи происходят в этих местах. В России социальную функцию таких точек любят убивать забором или парковкой, а тут эту идею максимально развили:
Родители могут ждать здесь чад, подростки назначать свидание, пожилые читать газету — это центр общественной жизни района. Ещё это банальная безопасность — дети выбегут из калитки садика не под машину, а к фонтану. Про сам детский сад будет отдельный материал.
Здесь можно проводить праздники и формировать то самое добрососедство, о котором я часто пишу. Согласитесь, в таком месте это не кажется чем-то диким:
Здесь же сделан павильон с прокатом ракеток, велосипедов и прочих вещей.
Ещё здесь работает кофейня с пекарней:
Зимой на площади заливают каток, а летом здесь работает сухой фонтан. Как мне сказали, это первый сухой фонтан во всей стране. Звучит немного диковато, до сих пор верю с трудом.
Спортивная зона с тренажёрами и баскетбольной площадкой. Последнюю поставили слишком близко к дому и теперь получают постоянные жалобы от людей.
Меня часто спрашивают, почему у нас строят говно. Вопрос во многом философский и без литра не разобраться, но одна из проблем — устаревшие подходы и нежелание меняться. Застройщикам удобно клепать низкокачественные коробки и не париться, люди же вырастают в подобном жилье и даже не подозревают о чём-то ином. Здесь же пример того, как застройщик решил рискнуть и сорвал джек-пот. При том это не элитный район, новые решения не повышают стоимость метра в разы — просто изменился подход к формированию среды и стиля жизни. Уверен, что другим застройщикам тоже придётся начать меняться, чтобы поспеть за таким пионером, а люди уже сейчас сравнивают остальные городские проекты с Новой Боровой.
Эко-район Стокгольма Амстердам Копенгаген Орестад — новый район Копенгагена