July 2, 2018

Общественный транспорт Стамбула: что и как

Стамбул – один из крупнейших городов мира, поэтому вопрос передвижения тут стоит особо остро. Население города примерно равно московскому, но Стамбул имеет куда больше проблем: высокая плотность, разделение города водой, рельеф и сложная геология затрудняют коммуникации между районами. Между тем, за последние годы Стамбул сделал значительный рывок. Турки за 2005-2015 сумели увеличить пассажиропоток общественного транспорта более чем в 2 раза, в то время как в России произошло падение практически на столько же. Как им это удалось и на чём ездят горожане?

Билеты

В Стамбуле крайне простое и неудобное билетное меню: единый электронный кошелёк на все виды транспорта, кроме маршруток. Платить надо даже за пересадки в метро. Такая система оплаты близка российским городам, но это провал с точки зрения удобства и дружелюбности транспорта. Уж очень велика вероятность поехать на своём автомобиле, когда за каждый проход внутрь автобуса и вагона с тебя берётся мзда – транспортный сервис должен предоставляться за поездку из А в Б, а количество пересадок – дело десятое. Поэтому подход к продаже билетов на время (30, 60, 90 минут, 1-3-7 дней или месяц-год) куда перспективнее. Подробно про это писал ранее.

Можно купить билет на разовые поездки или транспортную карту и кинуть на неё денег. Второй вариант лучше – с картой пересадки дешевле. Читал, что где-то даже можно сдать карту и получить залог с остатком, но где это сделать я не нашёл. Дизайн откровенно убогий – так себе сувенир.

Касс нет, только билетные автоматы. Они стоят на всех станциях метро и иногда у остановок наземного транспорта, принимают только наличку и очень не любят мятые деньги. Имейте это в виду.

Навигация

С этим всё очень плохо. С трамваем или метрополитеном проблем возникнуть не должно – системы небольшие, а разветвлений не очень много. Труднее с пересадками и уличным транспортом – указатели кончаются выходом из перехода, зато перед вами возникают куча ларьков и толпы, которые закрывают собой всё остальное. Часто пересадки находятся на удалении, поэтому найти метробус или нужную маршрутку вы скорее всего не сможете. Рекомендую купить местную симку и установить CityMapper на телефон.

На некоторый остановках есть онлайн табло, на них даже отмечают место автобуса на карте. Увы, но посмотреть карту района или найти нужную остановку по ним нельзя.

Маршрутки

Стамбул вне исторического центра болен паразитами. Оплатить проезд картой вы не сможете, только наличка. У этих микроавтобусов крайне условное понимание остановок или маршрута, поэтому легче будет спросить у местных что да как. Езда с открытыми дверьми и постоянный звук клаксона в пути гарантированы.

Фуникулёры

В город работает два фуникулёра, оба на европейской части: с побережья до начала пешеходной улицы едет F2 (Бейоглу ↔ Каракёй), его ещё называют Туннелем и он 1875 года постройки; с побережья к главной площади города (Кабаташ ↔ Таксим) едет F1, этот маршрут был открыт в 2006 году и до него я не дошёл.

Разнообразия ради можно прокатиться, но чего-то интересного тут нет.

Паромы

Непривычный для нас вид транспорта, который крайне популярен в Стамбуле. Это полноценный общественный транспорт с регулярным расписанием и маршрутами. До открытия Босфорского моста в 1973 году паромы были единственным видом транспорта, связывающим европейскую и азиатскую части города. Старая станция:

Новая станция. Проход через турникеты, внутри зал ожидания и мониторы с подходящими кораблями:

Старый паром:

Новые паромы двусторонние, есть закрытые места с кондиционером:

... но куда круче открытые палубы – хорошая возможность не очень дорого посмотреть на город с воды:

Автобусы

Где-то прочитал, что не стоит даже пытаться разобраться в маршрутной сети автобусов – их слишком много, информации крайне мало, но это основной транспорт города. Разобраться действительно сложно, особенно на узловых станциях у паромов или метро.

Есть двухэтажные автобусы, самые козырные места сверху над водителем:

Вход внутрь через переднюю дверь, но без турникетов – водитель проверяет оплату проезда. Гонки друг за другом и высадка во втором или третьем ряду идут в подарок:

Троллейбусы

В 1961 году была открыта первая линия троллейбуса. Некоторое время троллейбусная сеть росла одновременно с сокращением трамвайной, но впоследствии троллейбус в Стамбуле был закрыт.

Метробус

Про него я уже писал подробно. Если кратко, то недорогое и надёжное решение, но с нагрузкой система уже не справляется. Единственное важное отличие от остального транспорта города – оплата по зонам. При проходе через турникеты с вас списывается максимальная сумма за все зоны, а на выходе нужно вновь прислонить карту к отдельно стоящем валидаторам, чтобы вам вернули остаток.

Туристические трамваи

На главной пешеходной улице города, которая ведёт к площади Таксим, в 1990 году восстановили трамвай. Маршрут однопутный и ходит раз в 20 минут. Чисто туристический аттракцион:

Небольшая скорость движения позволяет проехать зайцем на подножке:

Зрелище атмосферное, особенно как на конечной водитель ставит кресла по ходу движения. Что очень обидно, даже на таком аттракционе состояние рельсов и стрелок лучше, чем у любой российской трамвайной системы.

На азиатской стороне тоже есть подобная система, но она кольцевая. Весь маршрут можно проехать минут за 15-20.

Трамваи ламповые и с лестницей на входе, система заработала в 2003 году:

Маршрут скорее туристический, хотя транспортную функцию тоже выполняет – местные во время лени ездят на нём в горку. Мы даже угодили в давку:

На путях иногда паркуются, обособления нет – прождать трамвай можно долго, но оно того стоит.

Полноценные трамваи

Первая трамвайная система Стамбула существовала с 1871 по 1966 год. Ренессанс начался в 1990-ых с открытием исторического трамвая. В 1992 году заработал маршрут Т1, который затем неоднократно продлевали. Маршрут проходит по основным туристическим местам города и его можно назвать идеальным уличным трамваем. Про него будет отдельный пост.

Маршрут Т4 это симбиоз трамвая и метро: полная изоляция от потока, часть станций под землёй, а подвижной состав и платформы с высоким полом. Даже волгоградский метротрам больше похож на трамвай, чем эта система:

Метро

Турецкий ремонт, под- и надземные участки, вилочное движение – вот и весь стамбульский метрополитен:

Эскалаторы дублируют лестницами, даже на глубоких участках. Вроде как это делают на случай пожара – эскалаторы могут сгореть, а по лестнице всегда можно подняться и спуститься:

Даже на глубоких станциях есть лифт на поверхность, метрополитен полностью доступен для маломобильных:

Впервые увидел зарядки для электрокресел:

Навигация для длинных и коротких поездов. Путевые стены никак не отделаны для экономии:

Архитектура станций очень слабая, ничего запоминающегося нет. Стоимость внешних работ копеечная, в сравнении со всеми работы, но делает транспорт интереснее и запоминающимся. Тут можно вспомнить немцев, которые даже типовые проекты смогли сделать интересными без дорогой отделки.

К – качество:

Зато есть туалеты. Вход стоит одну поездку на метро. Напомню, в России новые станции вводятся без туалетов, а для старых станций приходится выкручиваться и ставить модульные уборные.

Мармарай

Мармарай (тур. Marmaray от Marmara-Мраморное море и ray-рельс) – проект Стамбула, который пока выглядит как линия метро. Этот проект включает в себя модернизацию существующих пригородных жд линий вдоль Мраморного моря и жд туннель под Босфором. Туннель уже работает и соединяет две части города:

Движение поездов через тоннель началось 29 октября 2013 года. Босфор пересечён сейсмоустойчивым погружным тоннелем, состоящим из 11 секций, каждая длиной 130 метров и весом до 18 000 тонн. Секции установлены на глубине 60 метров ниже уровня моря: 55 метров воды и 4,6 метра грунта.

До 2013 года в городе работали две линии городской электрички: линия B1 на европейском берегу и B2 в Анатолии. На время капитальной реконструкции B1 был сокращён, а B2 вовсе отменён. Сейчас идёт модернизация подъездных путей и станций. Вместо двух путей будет три: два для городской электрички и третий для скоростных поездов днем и, возможно, грузовых ночью. В скором будущем через Босфор смогут проезжать до 75 000 пассажиров в час в каждом направлении.

После завершения проекта доля жд транспорта в транспортной системе Стамбула, предположительно, увеличится с 3,6% до 27,7%. Это позволит Стамбулу занять третье место по этому показателю после Токио (60 %) и Нью-Йорка (31 %). Ожидается, что в будущем тоннель станет частью трансконтинентального жд маршрута от Великобритании до Южной Кореи и снизит нагрузку на два существующих моста через Босфор.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:

Транспорт Риги Транспорт Праги Транспорт Варшавы Транспорт Казани

Скоростной трамвай Волгограда Киевский скоростной трамвай Музей транспорта в Лондоне