July 5, 2018

Как сделать хороший город для пешеходов: 7 правил

Вы когда-нибудь замечали, что в одних местах вам хочется ходить без перерывов, а другие пройти как можно скорее? Какие-то улицы хочется перенести на холст и повесить у себя дома, а другие хочется побыстрее забыть, а ещё лучше – снести бульдозером. У всех по-разному проявляется отношение к городу, но улицы играют в этом ключевую роль. Как же сделать «городские артерии» хорошими?

Открою страшную тайну: универсального рецепта не существует. Каждый город и его жители уникальны, поэтому повторить успех одного места даже в рамках одного города чаще всего невозможно. Существуют скорее общие принципы, которые позволяют с бОльшей долей вероятности не наделать ошибок и запустить процесс превращения кирпича и бетона в живое и безопасное общественное пространство.

На мой взгляд, ключевыми принципами создания комфортного города являются:

Человеческий размер

Учёные и архитекторы давно посчитали габариты человека и выявили простую закономерность: город должен быть сомасштабен человеку. На психику давит не только слишком высокая и монструозная застройка, но и пустота. Большие дома скорее отторгают человека на улице, ведь они элементарно не умещаются в поле зрения и обезличиваются. Слишком широкие улицы тяжело преодолевать, а люди на другой стороне кажутся муравьями. Всё это не есть хорошо.

Чтобы застройка не отторгала человека придумали правило зрительного контакта: если человек с улицы может различить лицо человека на самом высоком этаже, то такая застройка приемлема (примерно до 7 этажей). Получается связь людей в домах и нет чувства бетонных заборов вдоль улицы. Дополнительно улучшается безопасность – за улицей и происходящем постоянно кто-то «приглядывает» из окон.

Правило человеческого масштаба особенно важно для жилых домов – в таких условиях дома не превращаются в человейники, жители спокойно могут запомнить лица соседей. За счёт этого зона комфорта и ответственности легче распространяется за порог квартиры – подъезд, двор и улица не кажутся чьим-то чужим.

Фасад – часть тротуара

Ходить вдоль забора или пустыря скучно, что увеличивает субъективное время ходьбы. Другое дело ходить вдоль домов и разглядывать архитектуру, витрины и подъезды:

Особенно хорошо иметь бизнес на первых этажах домов – это создаёт шаговую доступность разных сервисов и благ для жителей, мотивируя больше ходить пешком, а не ездить на машине. Для сторонних людей это уличная жизнь, за которой приятно наблюдать.

Тротуар принято разделять на три части: фасадную часть с бизнесом и палисадниками, транзитную для прохода и буферную с зеленью и мебелью. Хорошим правилом считается разделять все три зоны дизайном мощения и уличной мебелью.

Непрерывная городская среда

Почему людям так нравится гулять по центру Петербурга, Праги или Вены? Потому что во время ходьбы они не уткнутся в какую-нибудь Тверскую или Кремлёвское кольцо, которые невозможно нормально перейти:

Комфортная среда должна быть непрерывной: никаких пустырей, огромных развязок, подземных переходов или забора железной дороги. Разрыв городской среды означает рукотворное создание препятствий. Это как река, которую тяжело перейти.

Каждое препятствие снижает удовольствие от города и приводит к отказу от ходьбы. Поэтому города должны быть компактными и плотными. Промзоны, развязки или огромные стоянки нужно убирать с улиц, если вы хотите сделать место комфортным для людей.

неправильно

правильно

Уникальный дизайн

Люди не роботы, поэтому нам важно не просто что-то делать, а делать это с интересом. Выше уже было про фасады вдоль улицы, но тема намного шире: важно создать архитектурное разнообразие, уникальный вид улицы, озеленение и просто насытить место деталями. В идеале у каждого места города должно быть своё лицо, чтобы его не перепутали с другим.

Обезличенная застройка или одинаковое мощение с городскими фонарями лишают город уникальности, люди перестанут ассоциировать место с собой. Изучать такие города скучно, хочется быстрее промотать путь из точки А в Б, а не наслаждаться каждым шагом.

Тут опять можно вспомнить Петербург или центр Москвы – каждая арка таит в себе что-то уникальное, туда хочется зайти и раскрыть тайну места. Нет двух одинаковых арок, а внутри двора может быть спрятан дом-замок или осветительная решётка конца 19 века – уникальные детали и история крайне важны.

К слову, в этом деле очень полезен стрит-арт в разных его проявлениях. Можно закупить 1000 гномов и расставить его по всему городу, чтобы у жителей и туристов появился азарт найти их всех. Дополненная реальность (привет Покемон-го) станет хорошим инструментом для активации города с помощью игровой механики и случайных уникальных штук.

Безопасность и доступность

Сегодня основным источником опасности в городе является автомобиль. Люди ошибаются, дизайн пространства должен это учитывать и не допускать жертв от таких ошибок. Для этого улицы делают с элементами успокоения трафика: островки безопасности, круговые перекрёстки, узкие полосы, велодорожки, парковка в шахматном порядке и так далее. Особо нужно проработать пешеходные переходы – это зона стресса для людей. Тут много нюансов, подробно про это я уже писал.

Нужно учитывать не только вероятность аварий, но и второстепенные проблемы: шум и пыль. Улица не должна быть многополосной и комфортной для скоростной езды, ведь это лишает людей на тротуаре возможности общаться между собой и медленно убивает жителей домов (бессонница, нервы, болезни слуха и тд).

Среда должна быть доступной для мам с колясками, детей и инвалидов. Ровный тротуар, пологие спуски и отсутствие лестниц без крайней необходимости делают среду комфортной абсолютно для каждого из нас. Люди ленивы, никто из нас не любит лестницы, даже молодые и здоровые – поэтому от подземных (и тем более надземных) переходов следует отказаться. Тем более они всё равно не решают проблемы пробок и безопасности.

Смешанная застройка

Дома и улицы – это кирпичи и бетон, они не делают город интересным и комфортным. Нужно вдохнуть жизнь во всё это, а для этого нужны люди.

Деление районов на спальные и деловые искусственно приводит к вымиранию мест: днём пустуют улицы спальных районов, а вечером и в выходные – деловых. Всё это плохо отражается на безопасности местности, транспорте и привлекательности города для бизнеса. Это можно избежать, если изначально создавать район для жизни, работы, учёбы и отдыха.

Практически все центры исторических городов сделаны по такому сценарию: в рамках одного квартала есть жилые дома, места для работы, социальные учреждения, торговля, кафешки и так далее. Улицы не вымирают, поток клиентов стабилен, можно жить рядом с работой и так далее – все в плюсе.

Активация жителей

С этим уже сложнее – любовь жителей к городу невозможно потрогать, но это хорошо считывается эмоционально. Важно создать взаимосвязь человек-город, дать понять, что всё вокруг – общий дом. Для этого важна историческая преемственность, знакомство с соседями и торговцами на улицах и ощущение, что ты участвуешь в жизни города.

Самое ужасное, что можно сделать в этом плане – крушить и ломать всё на своём пути. Простой пример: жители могли посадить дерево 30-40 лет назад, многие жильцы это помнят и ассоциируют себя с этим деревом, ведь они участвовали в посадке, следили за его жизнью и так далее. Может кто-то врезался в это дерево во время езды на велосипеде в детстве, у кого-то была свадьба, когда дерево было на уровне первого этажа, а сейчас дерево на уровне второго и у человека родился сын – это всё откладывается в голове и эмоциях. Если в один прекрасный день вы решите срубить дерево ради парковки и даже не предупредите жителей, то лишите человека связи с городом и плюнете ему в душу.

Важно подключать местных жителей и бизнес к городским проектам. Всегда будут недовольные и чьи-то интересы будут ущемлены ради большинства, но важно сделать людей сторонниками проекта и попытаться найти золотой компромисс. Делать это нужно не в виде публичных слушаний перед выходом строителей или сбора предложений через Активный гражданин, а в офлайн условиях через семинары, воркшопы и исследования.

Только учтите, что сначала многие будут хотеть «парковки, детские садики и лес!» – люди часто не знают, что хорошо, а что плохо и не знают, чего просить. Поэтому важно подключать сначала специалистов, потом объяснять жителям общие моменты и после уже включать их в работу. Это сложно, но так правильно и в долгосрочном плане сделает всех счастливее.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты про пешеходов

Принципы пешеходности Как сделать хорошую улицу? 50 причин иметь пешеходный город