Суперкварталы Барселоны – улицы вернули пешеходам!

Два года назад в Барселоне решили бороться с засильем машин на улицах – часть улиц решили закрыть для транзитного движения и улучшить условия для пешеходов с велосипедистами. Идея основывается на супер-кварталах (Superblocks или Superilla), когда несколько кварталов с небольшими улицами делаются пешеходными, а вокруг них идёт большой квартал с автомобильным движением.

Задумка простая: уменьшить пользование автомобилем на 21% за первые два года физическим и административным методами. По планам города, порядка 60% улиц с автомобильным движением переделают в «citizen spaces» (боюсь перевести не совсем точно, но что-то типа резидентских зон). На днях увидел в твиттере первые фотографии подобных зон.

Сейчас в Барселоне 20% суточных передвижений приходится на автомобиль, который занимает 60% пространства улицы. С помощью нового плана власти надеются вернуть улицы горожанами и сделать Барселону безопасным городом, где хочется жить.

В пилотном супер-блоке Эшампле (проживает 5-6 тысяч человек) планируется запретить проезд легковым автомобилям, скутерам, автобусам и грузовикам. Проезд останется лишь для погрузки-разгрузки и резидентских машин, но скорость будет ограничена 10 км/ч. Вместе с ограничением будут строить велоинфраструктуру и развивать общественный транспорт – от любой точки в супер-блоке менее чем в 300м будет остановка с пятиминутным интервалом движения, для этого как раз вводят новую маршрутную сеть.

Дизайн улицы изменили с помощью быстрых и недорогих решений – уличной мебели и краски. Это называется тактическим урбанизмом и позволяет протестировать новые решения и внести изменения в проект перед полномасштабной реализацией. В Нью-Йорке так за один день делают пешеходные зоны, есть примеры даже в России, хотя наши чиновники скорее рассмеются от подобных предложений и придумают новые ГОСТы, чтобы ничего не делать.

Раньше здесь были машины, а сейчас зона для людей. Почему на фото мало жителей не знаю – зависит от времени съёмки и фотографа. Может зону только сделали и местные не успели привыкнуть к ней. В любом случае это делают не ради туристов или хипстеров, а чтобы люди стали больше ходить пешком и ездить на велосипеде, а не машине.

К такому решению чиновников подтолкнул не только коллапс, но и медицинская статистика – в год в агломерации Барселоны от плохой экологии преждевременно умирает около 3 500 человек. Порядка 1 200 жителей можно было бы спасти, достигнув общепринятых в ЕС уровней для двуокиси азота. От сокращения количества поездок на машинах у людей будет на 18 700 меньше приступов астмы, на 12 100 меньше случаев острого бронхита и на 600 случаев меньше заболеваний сердечно-сосудистой системы, связанных с госпитализацией. Неплохо, для города с населением в 1,6 миллиона человек? А ведь это ещё про шум забыл написать – сейчас 61% горожан живут с уровнем шума, опасным для здорового образа жизни.

Хотели бы подобные смелые решения и улицы для людей у себя в городе?

фото Mike Lydon @MikeLydon

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

ф

Посты по теме:
Управляй трафиком