Стабильный Новгород
Мы путешествуем ради новых эмоций: открытий, удивления, воодушевления, гармонии и так далее. Поэтому каждый город пытается выделиться на фоне других и задержать туриста на как можно дольше, ведь это деньги и развитие. Особым успехом считается сарафанное радио и отзывы среди друзей – такое сложно купить и люди верят своим близким в таких вопросах. Если же турист не только останется на несколько дней, но и приедет снова – двойной успех.
В Великом Новгороде я был во второй (первый отчёт) и уже не испытал тех приятных эмоций – всё осталось на своих местах, за год успели только наставить новых заборов и ввести памятник русскому чиновнику из бетона, скамеек и луж. Какие эмоции испытает нормальный человек от этого? Скуку и разочарование – не думаю, что в следующий раз я остановлюсь здесь.
Самая красивая шаурмечная, которая смогла практически полностью уничтожить архитектуру, стоит прямо у главного вокзала города:
Главные дорожные вредители России (ГИБДД) лишили вокзал подходов – пешеходных переходов на площадь с памятником и скамейками перед вокзалом просто нет. Это вредительство с точки зрения удобного города и городской мобильности, но у полицейских это называется оптимизацией движения. Пешеходы должны страдать, а то случится коллапс – это вам любой гаишник скажет!
В России очень мало грамотных специалистов в области организации движения, но что ещё хуже – на них нет спроса. Намного проще посадить бывшего гаишника в кресло начальника департамента транспорта и выделять миллионы на заборы и ядовитые рамки. Правильный дизайн улиц, велоинфраструктура или работа общественного транспорта по современным принципам – зачем эта ересь, если можно ничего не делать и спокойно ждать пенсии? Каждый год жителей кормят обещаниями с велодорожками, каждый год ничего не делают (кроме заборов, естественно).
В Новгороде не успели развалить полностью систему общественного транспорта за последние 20 лет, тут даже маршруток нет! Но в этом году начнётся начало конца: отмена абонементов и повышение тарифа. Власти не понимают, как и зачем должны работать автобусы с троллейбусами, поэтому ради сиюминутной экономии забивают гвоздь в будущее общественного транспорта – вместо стимулирования пользоваться им каждый день, люди будут выбирать машину и произойдёт новый отток пассажиров. Даже реклама на троллейбусах намекает на опасность ситуации:
Не секрет, что денег мало, поэтому нельзя сравнивать Москву с Новгородом. Но задача мэра и губернатора не разводить руками, а искать возможности для привлечения денег и их оптимизации. Как минимум стоит переставать деньги на бессмысленную побелку деревьев и бордюров – это уже экономия нескольких миллионов в год. Деревья от этого не умрут, а внешний вид города только выиграет.
Лучше бы коммунальщики столько внимания уделяли подбору краски для фасадов:
Не удивлюсь, если когда-нибудь все дома города станут красными:
Хотя, с архитектурой в городе не всё хорошо уже сейчас. Если выйти за пределы небольшого центра, то будет страх и ужас:
Раньше был большой тротуар, где третий друг не шёл бы сзади...
... но при застройке его сделали парковкой. Понятное дело, что сегодня властей города особо не волнует удобство города для пешеходов, но потом всё это придётся исправлять.
Другой дом, но ситуация та же. Не хватает баннера «Уважаемые пешеходы! Пожалуйста, телепортируйтесь на другую сторону улицу, здесь вам не рады!»
Качество новых домов на минимуме. Элементарно не смогли сделать вход без ступенек и прозрачную дверь. Жители довольны – вход в подъезд не отличить от камеры мусоропровода:
Чёртовы нормативы требуют детскую площадку от застройщиков, а ведь могло бы быть ещё несколько мест для машин! Особенно радует качество озеленения (его нет). В общем, не умеют здесь работать с жилой средой, увы.
Текущая ситуация в городе скорее печальная – хорошее старое доламывают, новое хорошее не делают. Конечно, если сравнивать с Тверью, то всё отлично, но нужно ориентироваться на лучших, а не на отстающий. Городу не хватает импульса и жизни – посмотреть Кремль и старые церкви можно за два часа, а нужно стремиться задержать людей в городе. Для этого нужно в первую очередь наладить нормальную среду для самих жителей, но тогда придётся чему-то учиться и искать возможности, а не оправдания для безделья. Пока такого желания я не наблюдаю.