В Петербурге началась архитектурная революция?
Во время последнего заезда в Петербург обратил внимание на обилие временных вывесок на фасадах. Затем стал замечать, что некоторые вывески явно новые и какие-то аккуратные. Дальше я стал подмечать дырки в стенах рядом с новыми вывесками. Эти наблюдения не давали мне покоя несколько дней – я стал специально ходить по улицам центра и высматривать вывески. Наконец, когда я был уверен практически полностью, я пошёл смотреть панорамы Яндекса и, кажется, даже подпрыгнул от радости – в городе меняют вывески!
Широкую известность «дизайн-код города» приобрёл после запуска в Москве – город создал условия размещения уличных вывесок на фасадах и начал жёстко контролировать исполнение (просто срезать). Сначала все приняли это за избиение малого и среднего бизнеса, а затем присмотрелись и оценили красоту – оказывается, под пластиком скрывалась архитектура!
В Петербурге подобный стандарт для вывесок существовал давно, но только для Невского проспекта и он не соблюдался. Здесь же вывески стали менять в разных частях города и прямо на глазах, в апреле таких сдвигов не было видно.
Из новостей удалось узнать, что перед ЧМ в городе шёл демонтаж незаконных рекламных конструкций, но про вывески информации не нашёл. Хочется верить, что это не разовая акция, а системная работа. Если у кого есть подробности – поделитесь в комментариях, пожалуйста!
Хороший дазайн-код устанавливает общие правила размещения вывесок на фасадах: объём, выступ, высоту, фон и так далее. Это должен быть стандарт-пропись: есть рамки, за которые нельзя вылезать, а внутри делай как хочешь. Если же очень хочется индивидуальную вывеску вне общих правил, то получай разрешение от архитекторов. Такая система устанавливает простые правила игры и снимает лишний бюрократизм, заодно не даёт затмить красоту города.
Бытует мнение, что бизнесу такие изменения невыгодны, но это миф. Чистая городская среда привлекательнее для людей, поэтому они начинают активнее ходить по улицам. Пешеходы же тратят больше средств в магазинах и кафе, чем автомобилисты, поэтому в итоге предприниматели только выигрывают. Я ещё не слышал ни одной истории, чтобы бизнес закрылся после чистки фасада от пластика и лишнего визуального мусора.
Очень хотелось бы увидеть в городе хороший дизайн-код, Петербург достоин красоты! Только при этом не нужно кошмарить бизнес, заставляя менять вывеску за неделю, – нужно дать хотя бы полгода для подготовки и планирования. Плюс, дизайн-код обязательно должен быть выложен в интернет.