Как раскатался самый современный трамвай России

Перед президентскими выборами в Петербурге было запущено движение трамваев от Хасанской улицы до метро Ладожская. Особенность маршрута в операторе – это частная фирма. Частно-государственные проекты в области трамваестроения вещи привычные во всём мире, но в России такое было лишь до революции. Громкое открытие омрачилось личным тест-драйвом в апреле: платформы были в ямах, остановки собраны частично и так далее. Было видно, что запускали второпях и не успели всё доделать.

В этот приезд я повторно отправился снимать трамвай и не пожалел – платформы доделали, контролёров пустили, привели в порядок территорию временного депо, остановки собрали и подключили. Теперь это действительно современный трамвай!

Было:

Стало:

На платформах заработали информационные экраны, хотя в солнечную погоду они сильно бликуют. Также появилось звуковое дублирование табло:

Следующая очередь трамвая, было в апреле:

... и сейчас:

Вместе с путями здесь полностью меняют коммуникации, поэтому процесс довольно долгий. Изначально хотели укладывать пути по более надёжной и сложной технологии, но вроде как город настоял на более простой, но проверенной рельсо-шпальной решетке (как на жд).

Современный трамвай обошёлся в 13,7 млрд. рублей: 1,3 млрд выделили из бюджета Санкт-Петербурга и 12,4 – концессионер. Стоимость содержания и окупаемости не раскрыли, хотя за 30 лет концессионер явно планирует выйти в плюс и отбить инвестиции (иначе бы кто подписался на такое?).

Здесь впервые в России (насколько я знаю) уложили стрелку с оттянутым поворотом. Это позволяет убрать остряки перевода с проезжей части – трамваи заранее перестраиваются на свой путь и спокойно поворачивают. Автомобили не разбивают слабые части конструкции без вреда для скорости трамвая. Всё гениальное – просто!

Рельсы и кривые были закуплены у немецкой фирмы «Vossloh». Тут даже стоят автоматические пункты смазки колёсных пар перед поворотами – это продлевает жизнь рельсов и техники.

Как я понимаю, стрелки будут преимущественно автоматические, но система централизации и блокировки на сети будет запущена позже. Также в планах настроить светофоры на приоритетный проезд трамваев на перекрёстках.

Сейчас работает всего один маршрут, хотя в будущем их будет больше. В пик на линии ходит 8 трамваев и один всегда в резерве. В будущем трамваев будет 23 штук, для них уже строят новое депо:

Пока же оператор взял в аренду у города и отремонтировал небольшое трамвайное кольцо с помещением для мойки и обслуживания трамваев:

Серьёзных поломок ещё не было – техника-то новая, но контракт на обслуживание выиграл сам производитель. Я вот попал на плановую чистку воздушных фильтров:

Тягач на батарейках:

Белорус для уборки путей – может ехать по дорогам и путям:

Центральная диспетчерская следит за всеми перекрёстками и трамваями в реальном времени. Со слов дежурного, первый месяц водители очень удивлялись трамваям и было много небольших аварий, сейчас таких проблем нет.

Большой брат смотрит!

Телефон с NFC и портативный принтер – арсенал контролёра. Забавно, что в самом начале на конечной контролёры пытались мне запретить снимать трамвай – синдром начальника калитки это вечное!

Из разговора с работниками услышал много приятного об операторе, особенно по сравнению с городскими ГЭТом.

Петербуржцы вроде тоже довольны – пассажиропоток трамвая растёт даже летом, а жильцы улиц вдоль будущих линий с критики трамвая перешли в лагерь сторонников Чижика. В общем, современный трамвай теперь не мифическое существо из европ, а вполне российская реальность! Хочу верить, что пример трамвая 21 века послужит стимулом Правительству Петербурга привести в порядок остальной рельсовый транспорт города.

Спасибо пресс-службе «Транспортной концессионной компании»!

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Петербург забыл, что такое настоящий трамвай

Современный трамвай в российских реалиях

Трамвай Стамбула – идеальный городской трамвай