Как раскатался самый современный трамвай России
Перед президентскими выборами в Петербурге было запущено движение трамваев от Хасанской улицы до метро Ладожская. Особенность маршрута в операторе – это частная фирма. Частно-государственные проекты в области трамваестроения вещи привычные во всём мире, но в России такое было лишь до революции. Громкое открытие омрачилось личным тест-драйвом в апреле: платформы были в ямах, остановки собраны частично и так далее. Было видно, что запускали второпях и не успели всё доделать.
В этот приезд я повторно отправился снимать трамвай и не пожалел – платформы доделали, контролёров пустили, привели в порядок территорию временного депо, остановки собрали и подключили. Теперь это действительно современный трамвай!
На платформах заработали информационные экраны, хотя в солнечную погоду они сильно бликуют. Также появилось звуковое дублирование табло:
Следующая очередь трамвая, было в апреле:
Вместе с путями здесь полностью меняют коммуникации, поэтому процесс довольно долгий. Изначально хотели укладывать пути по более надёжной и сложной технологии, но вроде как город настоял на более простой, но проверенной рельсо-шпальной решетке (как на жд).
Современный трамвай обошёлся в 13,7 млрд. рублей: 1,3 млрд выделили из бюджета Санкт-Петербурга и 12,4 – концессионер. Стоимость содержания и окупаемости не раскрыли, хотя за 30 лет концессионер явно планирует выйти в плюс и отбить инвестиции (иначе бы кто подписался на такое?).
Здесь впервые в России (насколько я знаю) уложили стрелку с оттянутым поворотом. Это позволяет убрать остряки перевода с проезжей части – трамваи заранее перестраиваются на свой путь и спокойно поворачивают. Автомобили не разбивают слабые части конструкции без вреда для скорости трамвая. Всё гениальное – просто!
Рельсы и кривые были закуплены у немецкой фирмы «Vossloh». Тут даже стоят автоматические пункты смазки колёсных пар перед поворотами – это продлевает жизнь рельсов и техники.
Как я понимаю, стрелки будут преимущественно автоматические, но система централизации и блокировки на сети будет запущена позже. Также в планах настроить светофоры на приоритетный проезд трамваев на перекрёстках.
Сейчас работает всего один маршрут, хотя в будущем их будет больше. В пик на линии ходит 8 трамваев и один всегда в резерве. В будущем трамваев будет 23 штук, для них уже строят новое депо:
Пока же оператор взял в аренду у города и отремонтировал небольшое трамвайное кольцо с помещением для мойки и обслуживания трамваев:
Серьёзных поломок ещё не было – техника-то новая, но контракт на обслуживание выиграл сам производитель. Я вот попал на плановую чистку воздушных фильтров:
Белорус для уборки путей – может ехать по дорогам и путям:
Центральная диспетчерская следит за всеми перекрёстками и трамваями в реальном времени. Со слов дежурного, первый месяц водители очень удивлялись трамваям и было много небольших аварий, сейчас таких проблем нет.
Телефон с NFC и портативный принтер – арсенал контролёра. Забавно, что в самом начале на конечной контролёры пытались мне запретить снимать трамвай – синдром начальника калитки это вечное!
Из разговора с работниками услышал много приятного об операторе, особенно по сравнению с городскими ГЭТом.
Петербуржцы вроде тоже довольны – пассажиропоток трамвая растёт даже летом, а жильцы улиц вдоль будущих линий с критики трамвая перешли в лагерь сторонников Чижика. В общем, современный трамвай теперь не мифическое существо из европ, а вполне российская реальность! Хочу верить, что пример трамвая 21 века послужит стимулом Правительству Петербурга привести в порядок остальной рельсовый транспорт города.
Спасибо пресс-службе «Транспортной концессионной компании»!
Посты по теме:
Петербург забыл, что такое настоящий трамвай