Что нам делать с агрессивной пустотой?
Ментально и физически Москва — это не один город, а набор районов. Да, присоединение деревень в состав столицы произошло давно, но юридические границы не делают город сразу единым. Даже центр Москвы — это не что-то целостное и приятное, как где-нибудь в Петербурге, Праге или Будапеште, а набор отдельных локаций: есть треугольник между Тверской и Новом Арбатом, район от Нового Арбата до Москвы-реки, Замоскворечье, Ивановская горка (известный многим как Китай-город) до Тверской и участок внутри Кремлёвского кольца. И это только в границах Садового кольца.
Внимательный читатель заметит, что уж очень часто границами участков выступают улицы. На это есть вполне простые причины — их тяжело перейти, поэтому они разделяют город физически. Но на этом проблемы не кончаются, ведь кроме огромных улиц есть ещё и выбитые кварталы — снесённый в советское время старый город. Пустоты также разделяют город и ухудшают его удобство. Один из примеров подобного места — Арбатская площадь.
Небольшая историческая вводная: когда-то тут были городские стены, которые были снесены и заменены бульваром с застройкой при Екатерине II.
Сейчас это бы называлось гордым наименование ТПУ:
По Генплану Сталина тут должна была пройти магистраль, но не успелось — площадь расчистили лишь частично:
В 1930-е асфальт только начал появляться и считался дико инновационным продуктом в России. Естественно, для столицы новой страны нужно всё самое лучшее:
Про планы Сталина вспомнили уже при Хрущёве. На руинах старой Москвы началась стройка Нового Арбата:
В общем, площадь стала развязкой с подземными переходами и всё-как-мы-любим:
Арбатская площадь сегодня разрывает Бульварное кольцо, не даёт подвести общественный транспорт к выходам из метро, заставляет пешеходов и велосипедистов страдать:
Как вы понимаете, ехало всё недолго — средняя скорость согласно Яндексу 15-30 км/ч в пик. Тут не нужно быть гением транспорта, чтобы понять бессмысленность развязки, которая с трёх сторон ограничена перекрёстками.
Арбатскую площадь, как и Боровицкую, Рижскую и прочие пустыри нужно приводить в порядок. Застройка должна быть непрерывной, а город удобным в первую очередь для пешеходов и общественного транспорта. Идеологические советские эксперименты с городом по логике «во-первых, это красиво» не прошли проверку временем. Вопрос не стоит «нужно ли что-то с ними делать» — вопрос в том, что именно делать и как. Я тут вижу три варианта:
- Восстановление исторической застройки или приближённой к ней. Примерно так, как сделали в Дрездене.
- Застройка нейтральной современной архитектурой, без учёта исторических красных линий, но с формированием удобных улиц. Например, как сделали немцы с территорией бывшей стены в Берлине.
- Создание городской площади с общественным пространством
У каждого варианта есть свои положительные и слабые стороны, но во всех случаях движение машин остаётся, просто смещается приоритет. В мире успешно применяются все три подхода, хотя пока в Москве есть опыт гуманизации лишь по третьему сценарию (Славянская площадь и Тверская застава). Мы сейчас не берём в расчёт мнение ФСО, сложности с коммуникациями и так далее — это политическое решение ради удобного города вполне реально пробить и реализовать, даже с трамваями. Вопрос, что лучше?