Как Минкульт засрал города эталонным дерьмом
Вчерашняя небольшая новость о закупке указателей для красноярской Универсиады открыла для меня ворота в ад. Оказывается, уважаемый Минкульт России ещё в 2013 выпустил методичку для установки туристических указателей. Это документ на 72 страницы, где много говорится о важности патриотического воспитания, включении в мировое туристическое пространство, устойчивом развитии и другие умные слова со ссылками на мировые источники.
Одним из принципов создания навигации там указывается эстетика:
Эстетика — способность визуальных элементов Системы органично вписываться в ландшафт местности и объектов, где они будут применяться, включая городские ландшафты с исторически ценной застройкой, объекты транспортной инфраструктуры и природные ландшафты;
Затем нам начинают показывать шрифты, пиктограммы и пропорции. По мере чтения всё чаще всплывает вопрос, а участвовали ли в процессе дизайнеры, ведь это какой-то ад.
Авторы методички очень часто ссылаются на мировой опыт, но при этом не было попытки разобраться в логике построения систем навигации и вопросах дизайна. Разработчики забыли про разделение навигации на автомобильную и пешеходную части, а взяли всего два момента за основу работы: коричневый фон и QR-коды. В итоге улицы города будут усыпаны подобной имитацией навигации:
Также в Минкульте забыли про многонациональный состав России и сложные объекты, ведь они дают только русский и английский языки, забывая про татарский, китайский или иные. Нужно ли говорить, что в профессиональной среде методичку разнесли по всем фронтам?
Некоторые города пошли своим путём, но это скорее исключение из правил. Чаще всего чиновники идут путём Гугла и поиска нормативки, находят это и начинают засорять город коричневыми табличками.
Сейчас многие из вас хотят написать комментарий, какой я ублюдок, ведь раньше-то было хуже! Мол, если сравнивать между отсутствием указателей и такими табличками, то выбор будет в пользу хоть чего-то! Это неправильная позиция! Нужно делать хорошо, а для этого нужна детальная проработка, тестирование на людях, доработка и системное выстраивание навигации в масштабах страны, регионов и городов. Если для первых двух уровней такие указатели для трасс могут подойти, то в городах это заканчивается провалом и имитацией заботы.
Этот стандарт ориентирован на машины, но автомобильная навигация кардинально отличается от пешеходной: нужен другой масштаб, указание короткого пути и возможных мест для перехода улиц, объединение с общественным транспортом и так далее. Это сложнее, чем показать стрелкой путь и указать метраж. В пешеходной навигации намного больше тонкостей в графике и планировании, иная логика движения и больше вводных.
Туристическую навигацию обычно объединяют с общегородской — так турист может построить маршрут пешком или на автобусе, а затем получать подтверждение правильного пути по ходу движения. За образец можно взять лондонский стандарт навигации. Сегодня подобные системы есть в Москве и Иркутске, иногда неплохие указатели встречаются и в других городах, но лишь локально.
Очень жалко, что в Красноярске решили пойти по самому простому пути и изуродовать город низкокачественной навигацией. Хотя перевод аббревиатур достоин отдельной похвалы — в рекомендациях про это ничего нет, сами придумали.
Посты по теме:
Навигация в городе
Новая транспортная навигация Москвы: как она работает