August 3, 2018

Секрет успешного места – прогулка с Фредом Кентом

Фред Кент по центру

Placemaking сложно дословно перевести на русский, но условно это можно назвать обустройством пространства. По смыслу это отличается от привычного нам благоустройства, ведь акцент смещается с кирпичей и лавочек на самих людей – основная часть работы над проектом проходит не в кабинетах чиновников и строительстве, а в работе с жителями. Задача обустройства не сдать сквер с новой плиткой, а запрограммировать место на городскую жизнь и создание местного сообщества.

Новый подход появился во многом благодаря борьбе жителей за собственный город «я градостроитель, я знаю лучше других» не работал, потому что не учитывались потребности и запросы простых людей – новые площади и скверы стояли пустыми. В новом же подходе работа над местом начиналась с изучения места, опросов и проведения воркшопов с жителями, бизнесом и городом.

Новый метод работы над городом обычно связывают с бюро Projects For Public Spaces. Сегодня эта контора является одной из передовых в мире в плане работы над городом. Например, именно они занимались преобразованием Таймс-сквер в Нью-Йорке. Сейчас его основатели находятся в Москве и мне удалось немного пройтись с одним из них, Фредом Кентом.

Прогулку мы начали с Нового Арбата. Улица интересная своей историей, распределением жизни и гигантоманией. Это памятник варварству и модернизму в одном лице – улицу пробили по живым районам города, лишив Москву истории и преемственности. Несколько лет назад здесь была реконструкция, и её как раз хотели показать Фреду. Я же его спрашивал о работе с жителями: как учесть все нюансы, сделать из жителей союзников и не ухудшить их положение, когда за один год нужно подготовить проекты 50-100 улиц. На это Фред ответил, что нужно просто наблюдать за местом и делать выводы.

Например, с Новым Арбатом есть очевидная проблема огромной скамейки, которая разрезала улицу и стала преградой: основная часть людей идёт по узкому проходу слева, а справа пустота. Этой скамейкой очень гордятся чиновники, но она сделала только хуже. С другой стороны, улица страдает гигантоманией, здесь нарушен человеческий размер города – это можно решить с помощью павильонов, которые уже сегодня стоят на улице. Стоит просто перенести их ближе к парковке, сделав небольшую торговую улицу.

Сами павильоны и их начинка понравились Фреду, но вот расстановка сделана плохо: ларьки стоят в узких местах и сужают проход, хотя могли бы сделать широкие места приятнее.

Дальше были разговоры про климат и желание самих жителей. Часто в России проекты пешеходных улиц или велоинфраструктуры упираются в комментарии о 14 месяцах зимы и царь-сугробах. Фред рассказал, что для большинства городов России зима не является какой-то большой преградой для развития – очень холодных дней у нас не так уж и много – по улицам вполне можно ходить, а заведениям стоит организовывать инфракрасные обогреватели на верандах. Такие хитрости вполне позволяют городам Скандинавии и Аляски оставаться комфортными для пешеходов круглый год. Аналогично с велоинфраструктурой: езда зимой на велосипеде не есть что-то нереальное, нужно лишь создать инфраструктуру.

Часто на вопросы о благоустройстве жители отвечают: нужны парковки, деревья, садики. Это не чисто российская специфика – так вам ответят в любом городе мира. Проблема таких ответов в неправильных вопросах: нужно спрашивать не что делать на улице, а что люди хотят делать на улице. Парковки в городе никому не нравятся, даже заядлые автомобилисты не захотят проводить время среди машин – это хорошо видно по Арбату: огромные толпы людей на пешеходной улице, а сбоку сразу пустота из-за машин.

Если вы делаете город для машин, то вы получаете эти самые машины – простая закономерность, известная во всём мире. Фред повторял это раз 10, пока ходил по Москве. Особенно его поразили подземные переходы – американца шокировал уровень проектирования города, когда невозможно перейти с одной стороны улицы на другую. Кстати, ужасные знаки с Воздвиженки убрали, но переходы наземные делать не торопятся.

Зато исторические районы Арбата он оценил и даже нашёл что-то общее со своим районом в Бруклине. Дальше был разговор про централизацию Москвы и большие потоки на немногочисленных комфортных улицах – решение проблемы лежит в локальных центрах окраин, но есть проблема микрорайонной застройки. Идеи Ле Корбюзье и сама идея спальных районов эксперт назвал мёртворождённой, это враждебная и неестественная среда, поэтому таких локальных центров в Москве мало.

Было довольно много разговоров о проблеме автомобилизации и приоритетов развития города. Людям нужно не рассказывать о комфортном городе, а показывать его – это залог успеха в создании запроса на безопасные улицы, приятные новые районы и так далее. Под конец я спросил Фреда про использования биг даты в их работах – агентство работает по всеми миру и наверняка знает в этом толк. Однако всё оказалось проще: PPS не пользуются этим инструментом, предпочитая наблюдения, опросы и воркшопы. Как он сказал, аналитики данных хотят как можно больше данных, мы же хотим изменений и глаз для этого достаточно. Дальше он показывал фото из разных городов мира и простых наблюдениях: улица с торговлей на первых этажах живее улицы без торговли, в солнечную погоду люди прячутся под деревьями от жары, а в Вене парковки изымают в пользу кафе. Нужно просто смотреть за людьми и понимать влияние дизайна на нас, данные в таблице не покажут улыбку человека, а ведь это очень важно.

Сегодня вечером Фред будет рассказывать о своей работе и комфортном городе во дворе Института Стрелки – очень рекомендую сходить и послушать. Мероприятие бесплатное, но нужна регистрация: https://strelka.com/ru/events/event/2018/08/03/from-lifeless-public-spaces-to-dynamic-hubs

Спасибо Стрелке за возможность погулять с экспертом и ещё раз убедиться в правильном выборе работы!

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Джаррет Уоккер в Москве