August 5, 2018

Удивительно приятная Коломна – таким должен быть каждый город!

Вы когда-нибудь задумывались, почему люди так активно любят ездить на отдых в «классическую» Европу, а изучать и отдыхать в своих городах считают моветоном? Причин для этого несколько, но они никак не связаны с климатом, историей или менталитетом: плохая транспортная доступность, отсутствие комфортной среды, уничтожение деталей, низкая доступность сопутствующих сервисов типа кофеен и гостиниц. Притом сложно решить одну задачу без всех остальных – одно тянет за собой другое.

Сложно быстро исправить проблемы, которые копились десятилетиями. Даже если на какую-нибудь Тверь обрушится денежный дождь, то будет сломано много палок: доуничтожена история под предлогом обновления, зато везде будет одинаковая плитка и скамейки в стиле хай-тек рядом с классической архитектурой. У нас элементарно не умеют распоряжаться деньгами и планировать на долгий срок, поэтому простым выделением средств это всё не решить – на первых порах нужны более стратегические планы с опорой на развитие местного бизнеса и недорогие решения.

Я довольно много езжу по России, в том числе городам с богатой историей, но крайне редко встречаю ситуации, когда не стыдно посоветовать город для отдыха. Чаще всего это или эстетика упадка, или просто тлен. Коломна же стала исключением, а что самое приятное – это всего в двух часах езды от Москвы (хотя должно быть примерно в часе).

Наш поход на Коломну начинается с Казанского вокзала, нескольких проверок и электрички-экспресса до города. По приезду – замечательный лабиринт:

Коломна один из немногих небольших городов России, где сохранился трамвай. Он тут работает с 1948 года, линии обособлены, даже закупают новые вагоны:

Для небольшого города здесь довольно много маршрутов: происходит распыление на редкоходящие маршруты без пересадок. Что-то мне подсказывает, что маршруты здесь давно не меняли, а о вводе пересадочной схемы работы с бесплатными пересадками и не думали.

Я могу ошибаться, но трамвай, который приходит раз в час – так себе транспорт.

Кстати, коломенские трамваи ходили в Москве ещё до момента запуска трамвая в самой Коломне. Зато исторический Коломенский Моторный изображён на некоторых остановках:

В городе в этом или в прошлом году взялись за улицы: кладут плитку, облагораживают всё кругом и меняют фонари на более изящные. Иногда получается так себе. Например, здесь хорошо видна небольшая ширина тротуара справа:

Было:

Стало:

Вы правильно поняли: появилась трамвайно-пешеходно-велосипедная улица! Огорчило только исполнение:

Обычно руководители городов любят пускать деньги на благоустройство дворов – это неправильно. В первую очередь нужно делать улицы: ими пользуются все горожане, то есть это честнее по отношению к общему бюджету, и реконструкция улицы в перспективе может дать больше положительных изменений для бизнеса и города. Было:

Стало:

Мэрия вашего города не может найти места для велополос? А в Коломне нашли! Ещё тут вместо забора высадили колючие кусты – хитро, но явно лучше заборов!

Запомните: выезды со дворов нужно делать на уровне тротуара и с мощением. Это часть тротуара, а не дорога. Тут сделали неправильно, в итоге дизайн диктует приоритет машин и тут постоянно будут лужи после дождя:

Хочется верить, что старые фонари всё-таки уберут и что у местных дворников не поднимется рука с кистью на новые столбы:

Другая улица, здесь не было работ, но есть двусторонняя велополоса. У Альметьевска появляется конкурент!

В городе нет проблем с пробками, но здесь велоинфраструктура делается для привлечения туристов. Велотуризм в Европе очень развит и окупает себя за счёт развития бизнеса и поездок. Есть одно но: Коломна не связана с другими городами велодорожками, поэтому придётся ехать либо в потоке с машинами, либо на электричке без нормальных креплений.

Площадь-парковка:

Здесь тоже была реконструкция и даже появилась велодорожка с парковкой, но планирование можно было сделать лучше и более ярко обозначить пешеходную площадь, подступы к ней и места для парковки.

Почистили конструктивизм:

По центру – площадь с раскрытой мостовой (не вошло в кадр) и старинная колонка:

Очень часто у нас избавляются от таких артефактов, а тут сохранили – молодцы. Такие исторически детали очень важны для формирования среды и создают интересные детали. Собственно, подобные колонки всё ещё можно встретить на улицах Берлина, и это дико круто.

Тот самый сопутствующий бизнес:

С общепитом в Коломне всё печально: современный центр города смещён относительно исторического, поэтому местных тут мало, а туристы приезжают в основном автобусами и питаются централизовано. В итоге лавки, кофейни и бары практически не встречаются – не хватает потока для стимулирования их появления.

Вновь милые детали:

Поразительно, как в одних местах стараются сделать красоту и заработать на истории, а рядом берут и обшивают всё самым дешёвым сайдингом с поликарбонатом. В итоге только начинаешь верить в лучшее, как взгляд упирается в подобное извращение:

Есть суеверие, что из деревянных старых домов нельзя ничего сделать – проще сжечь и построить что-то новое. Вот один из домов, который переделали под кафе без сноса и уничтожения истории, удобства тёплые внутри.

Вообще, у кого может подняться рука на уничтожение трудов своих предков?

Впервые замечаю, чтобы белые пластиковые окна сочетались с наличниками:

Дом воеводы 17 века на реконструкции:

Деревянные заборы замечательно прячут мусорные баки с подземным мусорохранилищем. Кстати! Здесь раздельный сбор мусора!

Мусор из этих баков можно реже вывозить, содержимое сложнее достать бродягам или животным, всё это выглядит эстетичнее обычных баков. Плюсов много, но нужно закупить специальную машину и иногда менять специальные мешки внутри. Баки двух типов: для разлагаемых отходов и неразлагаемых.

В городе несколько мостов, один из которых закрыт для машин – трафик должен ехать в объезд, а люди и велосипедисты проходят прямо.

Мост уплывает вбок для пропуска барж и кораблей на Москва-реке. Раньше процесс занимал около 40 минут, а после обновления оборудования - 5 минут.

Велодорожка идёт по тротуару, или просто вынос короткий?

Местный Кремль не дошёл целостным до наших дней – местные жители активно разбирали его на кирпичи. Зато тут остались пристроенные лавки:

Красота в деталях, было:

Стало:

Рядом расчистили улицу и открыли брусчатку. У нас обычно не понимают значимость брусчатки в формировании исторической среды, но результат очевидно в пользу мостовых. Тут можно вспомнить газовые фонари в каком-нибудь Лондоне, которые работали при наших дедах и будут гореть при наших внуках – вот это подлинное сохранение истории для каждого. Заодно появился туристический офис:

Пойдём внутрь крепости!

Кирпичный коломенский кремль строился в 1525-1531 годах по указу князя Василия III, предположительно итальянскими мастерами, то есть всего на 30 лет позже московского Кремля.

Местный кремль выглядит так, как выглядел и Московский Кремль раньше: до надстройки шатрами и шпилями, до сноса деревянных крыш.

Внутри это остался всё ещё живой город с домами, церквями, магазинами и прочими вещами. Обычной городской район, только внутри старых стен:

Все российские Кремли когда-то были такими, но потом большевики закрыли московский на ключ, где-то война уничтожила застройку, а кто-то сам выселил жителей и сделал квартал чиновников внутри крепости.

Кстати, центральная площадь без Ленина:

Скромно, но приятно и чисто:

Нужно всего лишь убрать блоки кондиционеров с фасада, и будет отлично:

Приятную картину омрачает огромный спортивный центр прямо у стен Кремля:

Не знаю, кто выбирал место, но этот человек ничего не понимает в архитектуре и создании комфортной среды. Как можно было догадаться в видовом месте и рядом с небольшими домами ставить настолько огромную чашу? Теперь стадион доминирует своим размером над застройкой и стенами.

Автостанция на площади Двух революцией. Тоже не учитывалась окружающая среда при заказе павильонов: форма могла быть чуть нейтральнее, поликарбонат в таких местах вдвойне непригоден, явно нельзя было красить в оранжевый.

Рядом оказался подземный переход. Беда никогда не приходит одна:

Подземный переход не имеет никакого смысла с точки зрения транспорта, когда другие перекрёстки и переходы сделаны по земле – нужно лишь синхронизовать светофоры и перестать загонять людей под землю: про безопасность я уже много писал – подземные переходы делают город агрессивнее и опаснее.

Хотя, возможно, здесь советские власти сделали переход для тонкого троллинга в борьбе с религией – спуск под землю сделан аккуратно у входа в храм.

Подземный переход можно оставить для ларьков и туалетов, но по земле должен быть нормальный переход со светофором. Это как раз вопрос безопасности, доступности и удобства города. Тем более он тут утыкается в пешеходную улицу – какой смысл делать комфортное пространство для пешеходов, если потом вы загоняете их на лестницы в тёмный и вонючий переход?

Говорят, раньше здесь был жуткий базар, а сейчас всё причесали:

Выглядит очень мило и уютно:

Было:

Стало:

Это одна из немногих трамвайно-пешеходных улиц России. Она могла бы стать лучше, если бы платформы сделали до уровня пола трамвая. Сейчас всё равно остаётся ступенька и нет безбарьерной среды:

На другой стороне платформа тоже низкая, но есть павильоны:

Напомню, Коломна – город на 140 тысяч человек. Покажите мне подобные остановки с новыми трамваями в Челябинске или Твери?

Жалко, сюда не ходят скоростные поезда, я бы сюда работать приезжал! Разбудите меня, когда каждый российский город будет таким же приятным!

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Отчёты моих путешествий