Советы новому мэру
Каждый приход нового человека в кресло мэра – лотерея. Как и подобает лотерее, чаще всего все проигрывают, а города погружаются в пучину разрухи. Намного проще тихо сидеть в кабинете, вести бумажную работу и получать подарки от продажи трамвайного депо, чем проводить реформы, реализовывать смелые решения и действовать.
Во многом вина за мэров-тряпок и деградацию городов лежит на самих жителях, которые спокойно проглатывают брак и убийство города. При текущей системе власти намного лучше поднимать проблемы на поверхность и активно требовать их решения публично, чем тихо ждать прихода царя-спасителя в свой двор. На моей памяти города с наиболее активными жителями выглядят в разы лучше тихих и «стабильных» городов страны.
Россия – страна большая, поэтому иногда у руля оказываются люди дела и города начинают преображаться. Нужно понимать, что мэр не должен проверять лично каждый проект, выполнять работу дворника или лично заниматься проблемой очереди в детский сад – его задача организовать работу системы, отвечать за стратегическое планирование и искать возможности для развития города. Вот несколько советов на первое время.
Наши города бедные – федерация высасывает регионы для финансирования своих хотелок и армии госслужащих. Ещё это инструмент контроля лояльности – либо ты с нами в одной лодке и ведёшь себя тихо, либо город бедствует, а народ тебя ненавидит.
Задача хорошего мэра – тыкаться городом в каждую федеральную программу субсидирования или финансирования регионов, нужно пытаться отбить каждый ушедший рубль. Звучит банально, но неоднократно слышал истории, как городам чуть ли не насильно выдавали деньги на благоустройство, а те всё равно умудрялись всё портить никчёмной организацией и нулевой отдачей.
Очень часто деньги уходят на непонятные вещи, а сами чиновники не знают свою зону ответственности. С самого начала нужно начать сбор информации о городской собственности, распределении бюджета и возможных путях оптимизации всего этого добра. Условно, нужно навести порядок в своём сарае, чтобы понять запасы, проблемы и саму потребность в этом сарае.
Сюда же стоит отнести организационную оптимизацию: убрать дублирование и ввести новые отделы. Например, если за запуск нового маршрута отвечает 4 разных департамента, то у вас большие проблемы: никто ни за что не отвечает, изменения проходят бюрократический ад, а платить всем лишним ртам очень даже надо. Возможные новые направления: департамент информационных технологий, реформирования или привлечения инвестиций.
Если делать город без системы, то качество проектов будет гулять от уровня «дно» до «крутота». Эту проблему решают единые стандарты и внутренняя система обучения. Можно попытаться разработать их с нуля самим, но намного проще позаимствовать у других городов.
Аналогично с регламентами на вывески, планирование и благоустройство – многие города уже разработали свои регламенты и даже успели исправить «детские болезни», так зачем прыгать на своих граблях? Мастер-план Перми или московский стандарт по вывескам лежит в открытом доступе – берите и изучайте, а не выдумывайте колесо!
В любом городе России есть проблемы с устаревшими подходами и некомпетентными кадрами. Даже в Москве. Эти люди могут саботировать ваши новые реформы или упростить потенциальное Зарядье до уровня турника в лесу. Таких людей сложно вычислить и заменить, но можно попытаться подтянуть их уровень знаний или перепрыгнуть.
Архитектурные конкурсы, особенно международного уровня, могут хорошо встряхнуть болото и прокачать местные бюро. Местные «отцы» архитектуры и всякие институты гражданпроектов будут очень против – вы будете пытаться отнять их кормушку, но такова цена за хорошие проекты после десятилетий деградации.
Более простой вариант – школы главных архитекторов. Это хороший вариант поиска и обучения будущих специалистов, знакомства молодых архитекторов с особенностями города и получения на выходе набора концепций. Не уровень архитектурных конкурсов, зато более быстрая и недорогая история.
Урбанистические форумы и фестивали помогут прокачать компетенцию чиновников и запустить обсуждение городских проблем вслух – это первый шаг по решению проблем, в том числе с привлечением признанных экспертов. Важно: форум не должен быть разовым событием или формой отчёта о своих успехах.
Можно очень долго говорить о комфортной городской среде, современном общественном транспорте или новых подходах к строительству жилья, но намного лучше всё это показать. Не нужно пытаться распыляться на множество объектов и сделать всё сразу – на это не хватит ни денег, ни сил.
Нужно попытаться сделать один идеальный парк, автобусный маршрут или поликлинику. Этот проект придётся вести лично или нанимать команду профессионалов, чтобы местные ничего не испортили по привычке (утрирую, но проблема кадров серьёзная). Такой проект нужен для наглядного подтверждения вашей компетенции и запроса людей на дальнейшие подобные изменения, но главное – на этом примере можно будет учить местных чиновников, строителей и проектировщиков.
Важно: не пытайтесь сделать всё по-быстрому и ко дню города. Про ваше открытие на месяц раньше забудут через неделю, а недоделками будут тыкать в лицо годами. Хорошие проекты требуют времени, а спешка может всё испортить.
А ещё – нудная каждодневная работа
Люди всегда хотят всё и сразу, но такое бывает только в сказках. Выше довольно грубо описаны общие направления без учёта местной специфики. Даже при условии политической поддержки свыше вам могут устроить сюрпризы бывшие начальники или просто альтернативно одарённые главы управлений. Не нужно идти методом «делай добро и беги» – здесь нужна кропотливая каждодневная работа как внутри системы с исполнителями, так и снаружи с людьми. Эффект от такой работы обычно раскрывается лишь через несколько лет после начала, так что нужно запастись терпением, первое время вас 100% будут все ненавидеть.