Трамвай убили, стало ли легче?
В Воронеже сбылась мечта многих автомобилистов – в городе нет трамвая! Наконец-то вместо рельсов на улицах ровненький асфальт, можно ехать без пробок и всем стало только лучше! Практически 10 лет как в городе всеобщее счастье и эйфория, а гробовозами на рельсах пугают лишь маленьких детей.
К несчастью для поклонников синих ведёрок и других отбитых автомобилистов, всё не так радостно. Хотя для воронежцев в целом всё печально: радостные автомобильные мечты убили один вид транспорта, а взамен люди получили ПАЗики и маршрутки. Теперь у людей есть два выбора: стоять в пробках внутри душных недоавтобусов и страдать, либо стоять в пробках на машине без мучений. В итоге у всего города лишь один выход – стоять в пробках.
Строительство городского трамвая шло в 1913-1914 гг., но движение было запущено лишь 16 мая 1926 года. Воронежский трамвай был 39-м в Союзе и третьим, построенным при советской власти.
Движение трамваев между левым и правым берегами реки Воронеж осуществлялось по двум мостам — Вогрэсовскому (до 2003 года) и до января 2008 года по двухэтажному Северному мосту. Основной трамвайной магистралью являлась Кольцовская улица: по ней проходило наибольшее число трамвайных маршрутов.
Закат воронежского трамвая начался в 2001 году, после демонтажа основной трамвайной линии по Московскому проспекту. Официальной причиной были названы имеющиеся долги предприятия, износ фондов и общее устаревание трамвайного транспорта в мире. Систему закрыли 15 апреля 2009 года, а Воронеж стал единственным миллионным и (вместо Тольятти) крупнейшим в России и Европе городом без рельсового городского транспорта. Всё трамвайное хозяйство уничтожено, депо застроено, а трамвайные пути остались всего в нескольких местах.
Город полностью скинул с себя головную боль под названием «общественный транспорт». Маршруты были отданы на откуп частникам без попытки создать сеть или комфортные условия для жителей. Основным транспортом города стали маршрутки:
А также ПАЗики:
Лишь на некоторых маршрутах встречаются старые мерседесы или автобусы городского класса. Субъективно, на 10 пазиков-газелей идет 1 автобус большой вместимости. Общее состояние общественного транспорта хорошо видно по остановке с монитором:
Произошла простая вещь: власти решили отпустить вопрос в свободное плавание, бизнес получает в огромном количестве чёрный нал, а горожане потеряли комфортную возможность ездить по городу. В результате краткосрочного улучшения условий для машин и нулевой конкурентоспособности общественного транспорта получился спровоцированный спрос – люди стали при первой возможности пересаживаться в личные автомобили и пополнять ряды пробок.
Сейчас город пытается поспеть за автомобилизацией и думает вкладывать миллиарды рублей в развязки и прочие ура-автомобильные штуки. Модели радостно показывают развязывание пробок, но это тот же спровоцированный спрос, который даст краткосрочный результат.
сегодня здесь сквозной проезд и наземные переходы – всё это хотят уничтожить
Особенно пострадали мосты – это самые узкие места всего города, поэтому им важнее всего сохранять высокую провозную способность. Но вместо десятков тысяч человек в час на трамвае здесь проезжает в лучшем случае 2000 человек в час. То есть эффективность упала, но с помощью развязок их пытаются хоть немного подтянуть наверх. По факту же пробки переместят на соседние улицы, пешеходов загонят под землю и оборвут связи между районами. Не нужно много ума, чтобы понять абсурдность и двойную цену: сэкономили на трамвае 1 рубль, а теперь пытаются за 3 рубля решить последствия первой экономии.
Неожиданно выяснилось, что люди не очень любят пробки и маршрутки. Сегодня жители весьма однозначно высказывают своё фи текущему состоянию города. В ответ на это чиновники включают известную пластинку «вот было бы у нас метро!...». Люди очень любят метро и верят в спасительную силу м-е-т-р-о, но не знают простые истины: это очень дорого и долго. Времени на спасение города нет уже сейчас, а денег нет и подавно.
раньше здесь ходил трамвай, а теперь ПАЗик
В любом городе метро нужно строить лишь в одном случае: когда предыдущие виды транспорта исчерпали свою возможность вывезти людей. Если у вас забитые маршрутки и пробки из ПАЗиков, то это не повод зарывать миллиарды под землю. Даже в случае постройки нескольких станций, метро не вывезет людей из других районов и не спасёт от пробок, зато будет ежегодно сжирать бюджет города. Если вам говорят об окупаемости метро, то отправляйте этих людей в Самару, Питер, Казань, Нижний Новгород или другой миллионник России – там в красках расскажут об «окупаемости» метро. Зато трамвайное хозяйство вполне может окупаться, спросите об этом у Краснодара.
Иногда звучат идеи запустить скоростной трамвай. Красиво, только можно ли давать деньги на такие сложные системы людям, которые не могут победить маршрутки и заменить ПАЗики нормальными автобусами? Что-то мне подсказывает, что в первый же рейс скоростной трамвай уткнётся в пробку перед умным японским светофором или в очередь из ПАЗиков.
Надо быть реалистом: в текущем виде городские власти не умеют и не хотят заниматься общественным транспортом, предпочитая вешать лапшу на уши жителям и играть в пиар на теме метро. Начать транспортную революцию и спасти город от пробок с помощью создания нормальной транспортной системы с политикой деавтомобилизации такие люди не смогут (не умеют и не хотят).
Воронежу нужно обновлять кресла администрации и думы, чтобы убрать лоббистов маршруточников и продавцов ПАЗиков. Затем внедрять экспрессы и скоростные автобусы для связи берегов – это можно делать даже без ликвидации маршруток, просто не пускать их на выделенные коридоры, тогда они сами вымрут. Попутно нужно прорабатывать вопрос возвращения трамвая с заложением пропускной способности на уровне метрополитена. Только так можно дать быструю альтернативу личной машине и начать процесс возрождения города.
На всякий случай напомню актуальные цифры только по капитальным вложениям в магистральный транспорт: метро мелкого заложения стоит 8-10 млрд рублей за км и 15-20 млрд за глубокое. Трамвай же стоит от 0,5 до 2 млрд за км (2 млрд получилось вместе с депо и длинными эстакадами в Бирюлёво). Если бы в Воронеже не уничтожили всё хозяйство, то закупка новых вагонов, модернизация сети и укладка ровных рельсов с обустройством платформ обошлись в разы дешевле. Скоростной автобус же по сравнению с этим всем стоит копейки.
Такая вот поучительная история о том, как делать не надо и как быстрые популистские решения убивают город. Надеюсь, что Воронеж окажется последнем крупным городом, где убили трамвай и пошли на поводу у маршруточной мафии. Жителям же хочу напомнить простую вещь: требуйте не метро, а сервис как в метро: предсказуемые поездки, небольшие интервалы и удобные условия. Метросказочников нужно скармливать кротам или заставлять их отсосать у выхлопной трубы автомобиля.
Посты про общественный транспорт
Каким должен быть городской общественный транспорт? Интермодальная транспортная система 24 на 7, или как работать транспорту Об общей логике билетной и тарифной систем
Социальный транспорт Трамвай как инвестиция Где взять денег Как сделать хорошую выделенку
Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо Проблема последней мили Зло от автобусных карманов Обособление трамвая: зачем и как
Турникеты на вход Простое правило метро Как обезопасить остановки трамвая