Тюмень: деньги есть, специалистов нет
Можно вечно говорить о тяжёлой судьбе российских городов и о том, как федеральный центр доит регионы. Дальше начинаются типичные споры: одни за вариант отнять и поделить деньги Москвы, другие за постепенное развитие городов с возвратом финансовой независимости. Первый путь очень любят популисты за его простоту: денег нет, так давайте просто отнимем их и вернём без особых изменений. Второй путь сложнее, ведь тут городам нужно будет самим зарабатывать и подтягивать финансы.
Тюмень – это тот случай, когда деньги у города есть. К сожалению, дальше начинается типичная ситуация «трамвай купили, ездить не купили» – большой бюджет не защищает от плохих решений и не означает наличие компетенции у мэрии. Поэтому транспортное развитие города ведёт жителей в автомобильное рабство, а сама застройка больше похожа на случайно раскиданные дома.
Залог развития города можно свести к двум фундаментальным направлениям: транспорт и застройка. Развивать только одно без второго невозможно: это как иметь две ноги, но покупать обувь только на одну – удобнее ходить от этого не станет. Поэтому транспортное и строительное планирование всегда идут вместе.
Сегодня в мире принят подход компактного города с приоритетом пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта. Плотная застройка (плотно не значит высоко!) в центре с постепенным снижением к окраинам, небольшие улицы, удобные тротуары и удобный общественный транспорт – всё это позволяет сделать город удобным для передвижения пешком и на велосипеде, избегать пробок и иметь хорошую городскую среду. Последние лет 40 города по всему миру вкладывают огромные деньги в трамваи, убирают развязки с улиц и создают комфортные новые районы по образу центральных районов в борьбе за жителей – люди не любят жить на парковке, поэтому сбегают от агрессивной среды в комфортные города. Как вы могли понять, в Тюмени власти об этом не знают.
В отличие от деревень, в городе нет возможности сделать езду на машине комфортной для каждого. Просто личный автомобиль занимает слишком много места, а везёт крайне мало людей, поэтому полосы для машин и парковка идут в самом низу транспортной иерархии городов. В Тюмени же всё ещё пытаются превратить улицы в дороги, а вокруг домов сделать бесплатную парковку для каждого жителя.
Особенно радует парковка у дома правосудия, где люди паркуются в три ряда:
Дорожные проекты обходятся городу очень дорого (что очень любят строители), а затем всё это нужно ещё содержать. Но на этом проблемы не кончаются, ведь каждый проект расширения дороги или строительства развязки наносит ущерб городской среде: людям становится сложнее перейти улицу, появляется больше шума, город сильнее раскаляется и хуже уходит вода, повышается аварийность и так далее. В транспортном плане такие проекты кончаются только одним: пешеходы, велосипедисты и пассажиры автобусов покупают себе машину и начинают скрываться от внешней агрессии внутри железной коробки даже для поездок в соседний квартал.
Дальше начинается порочный круг: мы делаем город для машин, машин всё больше, мы делаем город ещё хуже для остальных в порыве успеть за появлением новых машин. Это проходили города по всему миру, но путь оказался тупиковым. Поэтому чиновники перешли к контролю автомобилизации: платные парковки, физические ограничения на улицах для поездок на машине и так далее. Это очень непопулярные меры для отдельно взятого горожанина, но общество в целом выигрывает.
Поэтому тюменские проекты в области транспорта могут быть современными технически, но с точки зрения городской политики они устарели ещё 50 лет назад.
С застройкой всё сложнее. Важно делать не только удобные улицы для каждого жителя, но и программировать районы на будущие вызовы и комфортную жизнь. Здесь важна высотность, планирование, квартирография, архитектура и так далее. В Тюмени же сейчас есть отдельные участки застройщиков, которые никак не учитывают окружающий контекст.
Большинство жилых комплексов города рассчитаны лишь на одну функцию: ячейка для сна. Всё, что за порогом квартиры – враждебная среда для человека. В прошлый раз я случайно сказал, что в таких районах могут выжить аптеки, пятёрочки и наливайки – это оказалось правдой. За два года подобных новых районов в городе стало ещё больше.
Многие европейские города проходили подобный путь после войны, но затем опомнились. Такие районы несут слишком много социальных и экономических проблем, они менее всего защищены от возможных изменений в стране и городе из-за низкого качества среды. Яркими красками на фасаде не исправить планировочные ошибки.
По качеству застройки и среды новые дома города чаще всего – даже не современный эконом-класс, а простые человейники образца середины прошлого века с асфальтовым полем вокруг.
В центре Тюмени тоже всё печально. Обычно при взгляде на город сверху можно чётко увидеть разграничение улиц и домов, здесь же полный бардак на уровне планирования...
... и архитектурных стилей. В итоге в городе нет ни качественной исторической среды, ни современной архитектуры.
Что самое парадоксальное, застройщики и чиновники понимают, где комфортно, а где нет. Они же ездят по миру, видят красивые улицы Европы, выкладывают в инстаграм фотографии домов, даже рисуют среди улиц граффити с небольшими улицами без машин! Затем строят совершенно иной город вокруг.
Можно пройтись по общественным пространствам города, но тут тоже расклад не в пользу Тюмени. Центральную набережную города обычно в первую очередь рекомендуют для посещения, но это простая глыба гранита. Очень дорого, но похоже на какой-то мемориал.
Опять же, технически набережная, возможно, выполнена хорошо, и инженеры предотвратили скатывание рельефа в реку, но делать тут нечего. Видно, что на этапе проекта никто не задавал вопрос «а что здесь будут делать люди». В итоге тут можно ходить вперёд-взад, сидеть с видом на другой берег и созерцать сомнительные барельефы. Вкусовщина и полное непонимание роли общественных пространств в городе.
Другое дело, что даже такой низкий уровень считается в городе наилучшей практикой. Это уже повод для серьёзного волнения.
Это прилегающий к набережной сквер и его благоустройство:
Закончить я хотел бы знаменитой тюменской лестницей с прилегающим пандусом, ведущей к стадиону. Здесь хорошо видно, что был неплохой бюджет, проектировали исходя из задачи сделать для маломобильных и так далее. В итоге получился монстр, которым невозможно пользоваться – этот лабиринт невозможно нормально преодолеть, он пугает одним своим видом. Мы с Варламовым стояли минут 20 в этом месте, за это время все велосипедисты руками поднимали своё железо, пенсионеры, охая, медленно взбирались наверх, а мамы с колясками проходили мимо. Лишь несколько человек отважились взять высоту с помощью пандуса да дети с удовольствием залезали на поручни и прыгали с яруса на ярус. Всё по ГОСТам и дорого-бохато, но проект в целом не работает по-задуманному – сегодня так можно сказать про всю Тюмень.
вместо строительства подземных переходов лучше бы поставили сюда лифт
Неисправимых проблем не существует, но самое главное – признать проблемы. Развязки можно превратить в сады и вывозить людей комфортным общественным транспортом, пространства насытить жизнью с помощью временных решений, архитектуру переделать и так далее. Но ничего этого не случится, если принимать текущую ситуацию как должное и оправдывать всё принципом «раньше было хуже». У города есть деньги на хороших специалистов, но явно нет желания что-то менять.
Посты по теме:
Сколько нужно бульдозеров, чтобы сделать из Тюмени город для людей?