Стабильность и пофигизм опять убивают наши города
Я, как и многие специалисты в отрасли, считают, что будущее России – за городами от полумиллиона до миллиона человек. В них ещё не успели испортить хорошее старое, есть хороший ресурс для быстрого старта, не нужны большие вложения для создания качественной среды и так далее. Ещё лет десять назад Тверь была отличным кандидатом для создания идеального российского города: плотная застройка, хорошее историческое наследие, транспортная доступность до Москвы и Петербурга, приятная городская среда и даже трамвай. Будь политическая воля на местах, а так же помощь специалистов, то Тверь стала бы образцом для поднятия городов по всей стране, но что-то пошло не так.
Ещё лет пять назад можно было обойтись малыми силами для обновления городской инфраструктуры и создания качественных проектов поднятия уровня жизни в Твери. Сегодня этот шанс упущен, точка невозврата пройдена: разрушение Речного вокзала, желание полностью отменить трамвайное движение, захват города маршрутками и обрастание низкокачественным жильём. Для исправления пофигизма прошлого и настоящего теперь нужны серьёзные вливания, но это никому не нужно – порочный круг безделья на уровне города и области не победить одними лишь деньгами.
Сегодня городами управляют в ручном режиме. Это тупиковый путь для больших городов, но сил и внимания хотя бы для «въездных ворот» хватает. В Тверь люди обычно попадают на Ласточке или Сапсане. Первое, с чем они сталкиваются – узкий и тёмный переход от платформы. Это территория РЖД, а не города, но городские власти обычно заинтересованы в приятных первых впечатлениях людей, поэтому как-то договариваются. Здесь же была попытка исправить устаревшую инфраструктуру подъёмником, но стало ещё уже и хуже:
Вообще, было бы хорошо перенести поезда из Москвы к первому пути, чтобы лишний раз не гонять людей по лестницам. У меня нет сомнений в сложности идеи, но это не нереально.
Привокзальная площадь города последние лет 10 была смесью из песка, остатков асфальта и бетона. Год назад мы бесплатно сделали концепцию реконструкции площади, но город решил позаимствовать решения выборочно.
Сейчас здесь хотя бы ограничили заезд машин и поставили светофор, но, например, про необходимый пешеходный переход забыли.
Металлолом появился на окраинах и даже в центре. Не знаю, сколько миллионов рублей на это ушло, зато знаю, что это абсолютно бессмысленное и даже вредное занятие.
Забор на улице – признак ошибки проектировщика и перекладывания ответственности за безопасность на пешеходов.
Страдают в основном водители, у которых ухудшается обзор, нет возможности пройти от машины на тротуар. В случае наезда, забор превращается в шрапнель и в прямом смысле убивает. Но даже без учёта всего этого, заборы просто убивают красивый вид города.
Происходит это всё на фоне разбитых тротуаров, опасных переходов через многополосные улицы и частое отсутствие разметки. То есть вместо первичных и действительно важных мер, чиновники занимаются имитацией безопасности и освоением средств.
Нам всем очень любят рассказывать про бедные российские города, но проблема не в бюджетах, а приоритетах траты денег.
ровный асфальт для машин и разбитый асфальт для мам с колясками и других пешеходов
Этот бульвар реконструировали в прошлом году, на него ушло 36 миллионов рублей. Вам хотелось бы здесь отдохнуть?
Вместо комфортного пространства получилась взлётная полоса с огромным числом скамеек и урн:
У города даже не получилось соединить тропинки, не говоря уже про приподнятые переходы через заезды во дворы:
Единственная комфортная дорожка, где можно спрятаться от солнца и дождя...
... тоже заканчивается тупиком:
После завершения работ неэффективность траты средств стала очевидна даже слепому, но чиновники быстро сориентировались и переложили вину на жителей: они сами так хотели, а мы лишь выполнили наказ. Разработчики же получили по премии и пошли делать подобные убожества для других районов города – оценка их работы не зависит от качества, поэтому подобные плиточные плацы будут и дальше появляться в городе. В общем, проблема вновь оказалась не в деньгах, а в умении делать хорошо.
С ремонтом дворов всё примерно также: заменяют асфальт с бордюром, полностью игнорируя зоны для отдыха жителей. Даже банальные тропинки заасфальтировать не могут:
Тверь вообще рекордсмен по количеству тропинок мимо дорожек. Игнорирование пешеходных маршрутов проектировщиками здесь носит характер национальной идеи:
Если провалы новых проектов и ремонта – вина исключительно чиновников, то вот это – скотское отношение жителей к своему же городу:
Почему раньше дети играли во дворе, а сейчас сидят в виртуальной реальности? Плохие дети, или плохие взрослые, которые превратили место для игры и отдыха в парковку?
Безнаказанность и поощрение хамского отношения к городу сформировало проблему «я купил машину, теперь мне все должны». Почему кто-то должен решать вопросы хранения чужого частного имущества никто не знает, но в итоге страдают абсолютно все. Пыль с грязью оседают в наших лёгких, а грязь разносится по всему городу.
При мне один из водителей как раз выезжал с подобного поля по пешеходной тропинке, мама с ребёнком осмелились указать на место водителя в этом мире, за что получили дозу откровений из куска железа. Тверь – для жизни.
Всё вышеперечисленное нужно воспринимать вместе со стойким ароматом помоев – в городе не знают про современные способы хранения мусора. Даже банальных мусорных баков с крышками и ножной педалью нет, мусор просто разлетается по округе, крысы плодятся, а вонь ассоциируется с домом.
Вот скажите, в эру полётов людей в космос, коллайдеров и электромашин, простой бак из пластика с педалью – предмет мечтаний фантастов?
Пройдём немного по загону для людей:
Мимо школ, где к первому сентября обновляют фасад фирменной краской «серая-коммунальная»:
И выйдем к окраине города. Когда-то это место было самым криминальным в городе, но застройка и повышение плотности спасли район:
К сожалению, на этом плюсы кончаются. Новые проекты застройки вновь нельзя назвать современным жильём: строят отдельные друг от друга комплексы, а не единый город. Тропинки, улицы, архитектура, благоустройство – всё совершенно разное, просто дойти до соседнего дома чаще всего нельзя из-за забора или забытой дорожки.
Среднеэтажный дом квартальной застройки с магазинами и кафе на первом этаже в шаговой доступности до работы? Нет, коробка ярких цветов со входом на уровне второго этажа:
Зато во дворе будут скульптуры! Практически Петербург!
Рядом набережная небольшой речки. Всего-то нужно пройти мимо парковки и распознать в кустах уток. Практически Мойка!
Застройщик пытается продать квартиры как можно быстрее, чиновников же волнуют лишь объёмы ввода метров, а сами жители забывают подумать о будущем. Сколько будет стоить содержание полей-парковки, как пожарные будут спасать людей с верхних этажей, сколько кругов ада нужно будет пройти для смены управляющей компании и сотни других вопросов из жизни дома в перспективе хотя бы десяти лет просто игнорируются.
Дома конца 1990-х на фоне новых домов кажутся идеальным жильём за счёт своего масштаба, сдержанной архитектуры, закрытых и живых дворов:
Кстати, тут жители смогли побороть желающих парковаться на газоне:
Самое парадоксальное и ужасное, что даже в бедные послевоенные годы в Твери строили жильё для простых рабочих намного лучше, чем сегодня. Хотя бы без подъездов на уровне второго этажа:
Стрелка и Речной вокзал Твери – сюда приплывают туристы:
Инициатива – не самое распространённое явление у чиновников, ведь это больше бумаги, а могут и по голове дать за провал или успех. Поэтому намного проще тихо ждать пенсии, пока город разрушается. На негативные же вопросы можно отвечать просто «нет денег». Что с Речным вокзалом? Бла-бла-бла нет денег, а вот дадут – всё будет! Кто и почему должен что-то давать за ошибки управления городом – не раскрывается.
Как всё вокруг, этот мост из центра города к Речному вокзалу не видел капитального ремонта с момента постройки. Максимум покрасить гранит или кинуть бетон на яму в лестнице:
Тверской трамвай – идеальный пример пофигизма чиновников и депутатов к своему городу. От обширной сети сегодня остался последний маршрут, который постоянно пытаются закрыть. Сегодня на большую часть маршрута идёт ограничение скорости в 5 км/ч из-за ужасного состояния путей, отсутствия платформ и некомпетентности чиновников.
Убийство тверского трамвая началось с маршруток, которые стали дублировать маршруты трамвая и отнимать пассажиров с деньгами. Дублирование росло, выручка падала, выходы сокращали, отток увеличивался, вместо ремонта путей деньги пускали на побелку деревьев. К несчастью чиновников, запас прочности трамвайной инфраструктуры огромный, но у всего есть свой предел – сегодня трамваи еле ходят. Что самое интересное, на демонтаж рельсов у города деньги есть, а не ремонт им вечно не хватает.
У властей города нет понимания важности магистрального рельсового транспорта для будущего города. Нет спроса - нет и специалистов в области движения и поддержания инфраструктуры. Вишенка на торте – отсутствие желания и знаний что-либо делать. Намного проще всё закрыть, продать вагоны в другой город и застроить депо. Опыт Воронежа не даёт покоя другим городам!
Если вы думаете, что я утрирую, то нет: выпуск новых вагонов на линию отменён, чтобы можно было их продать другим городам в целостном виде, а не в наборе гаек и болтов.
Провести экстренный ремонт путей, создать платформы и убрать излишнее дублирование можно за несколько лет – городу и области под силу объединить усилия, найти хотя бы 100 миллионов рублей в год для экстренного восстановления инфраструктуры. Надо сказать, что один раз Тверь так уже делала, можно и повторить.
Сегодня трамвай не может конкурировать за пассажиров, это факт. Если убить систему, то в ближайшие лет 50 в городе не будет нормального транспорта, только ПАЗики и маршрутки. Если же всё-таки вложиться хотя бы в поддержание одного маршрута и довести его до ума, то у Твери будет шанс на возрождение. Вопрос лишь в одном: смогут ли губернатор и мэр вспомнить про свои функции и заняться городом.