Если бы город проектировали мамы
Вы замечали, что наши города по большей части выглядят одинаково, а подход чиновников к проектированию городской среды практически всегда идентичен? Улицы, дома, остановки, парки, районы — всё проектируется примерно по одним параметрам, исходя из права сильного. Либо ты приспосабливаешься, покупаешь машину и не обращаешь внимания на ужас вокруг, либо страдаешь. Россия для унылых и серых, где нет места улыбкам или креативу — суровая правда жизни. Такой мы её делаем своими руками.
Как ни странно, но в этой проблеме мы не одиноки. Под катом идёт выжимка статьи The Guardian «What would cities look like if they were designed by mothers?» — что было бы, если наши города проектировались более разнообразным составом архитекторов. Как выглядел бы общественный транспорт, улицы и город в целом, будь в числе принимающих решение больше мам, подростков или пенсионеров.
Представление архитекторов о социальном составе города хорошо отражает рендеринг Charlton Riverside, вызвавший возмущение в социальных сетях. На картинке изображено 36 человек, гуляющих в парке. Среди белой молодежи и маленьких детей есть одна пожилая пара, и один темнокожий мужчина.
Британские архитекторы в подавляющем большинстве — молодые белые мужчины. Менее 10% архитекторов являются темнокожими, азиатами или представителями этнических меньшинств, и менее трети составляют женщины, и их количество продолжает падать.
Как выглядели бы наши города, если бы состав людей, которые их проектировали — политики, планировщики, разработчики и архитекторы, — был более разнообразным? Речь не о том, что мужчины и женщины проектируют по-разному, или что этническая принадлежность влияет на качество архитектуры, но пережитый опыт — великий учитель. Архитектурные проекты последнего десятилетия больше о цветочных кадках и капучино, чем о доступе к бесплатной питьевой воде, общественным туалетам и недорогим продуктам. Кажется, они решают только проблемы первого мира, в котором живут сами.
Какими были бы наши города, если бы мамы играли большую роль в их планировке? Для начала были бы пандусы. Прогулки с коляской заставляют вас думать о лестницах по-другому. Стоять перед лестницей с двумя маленькими детьми и новорожденным в коляске — значит испытывать чувство огромного отчаяния. Любая станция или общественное здание, подлежащее ремонту, по закону, должны быть сделаны доступными без лестниц.
Но вряд ли можно найти много сочувствующих среди архитекторов. Согласно недавней статистике, 75% британских женщин-архитекторов не имеют детей. Большинство выпускников считают, что они проектируют пандусы для инвалидных колясок, а не для родителей каждого ребенка в возрасте до трех лет.
Присмотритесь к автобусам, и вы поймёте, что для двух детских колясок или одной инвалидной коляски там недостаточно места. В них также не хватит места для сумок-тележек, багажа или 28 школьников с рюкзаками.
А если бы пенсионеры разрабатывали нашу городскую среду? Мы могли бы где-нибудь сесть. Скамейки на большинстве Лондонских остановок непригодны для сидения. Если же вы ждете поезд на Euston или King’s Cross, вы будете кружить по залу прибытия в поисках скамейки или будете вынуждены сидеть на улице.
Столь же критичным является отсутствие в Великобритании общественных туалетов, видимо, предполагается, что у вас стальной мочевой пузырь. Вы можете безрассудно пить кофе, а затем не найти никаких удобств. Правила должны быть таковы, что, если вы можете легко найти еду, вы также легко можете найти и туалет.
Если бы подростки проектировали города, возможность зарядить телефон была бы базовым правом человека. На каждом углу были бы дешевые магазины. Паркур стал бы национальным видом спорта. Появились бы «медленные» полосы на велосипедных дорожках для велосипедов-круизеров, скейтбордистов и детей, обучающихся катанию. Около правительственных учреждений появились бы знаки, что лежать на газоне можно. Игровые площадки были бы открыты допоздна. В каждом крупном районе был бы магазин, в котором можно найти еду по нормальным ценам — не бутерброды за 7 фунтов и не кофе за 4. Полиция бы ходила по улицам, когда вы на самом деле нуждаетесь в них, и они действительно обеспечивали бы вашу безопасность.
Конечно, есть места, которые прекрасно спроектированы, где приятно проводить время. Но это только показывает, что город можно сделать комфортным, если думать о том, как было бы лучше каждому жителю.
Оригинал статьи и фотографии: The GuardianПеревод и оптимизация: Юлия Семейкиной