September 3, 2018

У города появились деньги: ожидания и реальность

За стойкой бара, на улицах или на кухне можно часто услышать разговоры о главной беде российских городов – их бедности. Доля правды в этом есть, потому что основная часть денег так или иначе идёт в федеральный центр (не путать с городом Москва). Вообще глупо ожидать какого-то развития, когда у муниципалитета нет элементарного стимула зарабатывать – всё равно новые поступления пойдут мимо местной казны. Но чиновники и люди искренне верят, что если появятся деньги, то «наконец-то заживём». Огорчу, но всё чуть сложнее.

Ожидания

Комфортные общественные пространства:

Безопасные улицы:

Современный общественный транспорт:

Качественная архитектура:

Чистый город:

Город-сад:

Реальность

Полная перекладка асфальта и бордюров. Не потому что надо, а потому что просто график и есть деньги.

Расширение улиц за счёт пешеходов и зелени, строительство развязок:

Много гранита для пустых площадей:

Конечно же внеулиные переходы:

Выпиливание остатков электрического транспорта и закупка автобусов маршруток, разработка метрЫ и десятилетия строек каждой станции:

Ежемесячное уничтожение зелени под предлогом покоса газона и прочих вещей, зато из цветочков будут выкладывать название города каждую неделю.

Ещё больше покрашенных бордюров и заборчиков.

Архитектура в стиле евроремонт.

Почему всё так плохо

Основная проблема крупных городов России не в скудном бюджете, а в скудной системе управления. Намного проще молча сидеть в кресле и делать всё по шаблонам, чем быть революционером и первооткрывателем. Решать проблемы можно не мегапроектами, а локальными изменениями с привлечением частного капитала и иного софинансирования. Намного проще забить на всё и ждать денежного дождя, вместо ежедневной работы по улучшению уже имеющегося. Эффективность работы оценивается не в повышении качества жизни, а в лояльности – зачем что-то делать для людей, если они не влияют на уровень зарплаты и премии?

Конечно же есть исключения, в последнее время таких всё больше. В некоторых городах даже начинают задумываться о приоритетах и заменять статьи расходов с «побелка деревьев» на «закупка скамеек» (условно). Но на общем фоне бедность скорее идёт на пользу городам – нет денег снести хорошее старое, заменив всё на пластик, бетон и асфальт. Тюмень, Казань или Челябинск – хорошие примеры того, как немногочисленные деньги идут не на нужные проекты, а на освоение средств во вред городу.

Поэтому комментарии в стиле «вот москвичам повезло», «нам остаётся только завидовать» или «опять живёте за счёт другой страны» вызывают у меня только смех – деньги у Москвы были всегда, а что-то хорошее стало появляться совсем недавно. Более того, какие-ниьудь трамвайные платформы, выделенные полосы, снятие турникетов и многие прочие вещи практически бесплатны, но стоят титанических трудов для слома сопротивления всей системы. Московская же программа реконструкции улиц хоть и стоит как полёт на Марс, но вынужденно обходит строительный комплекс и Москомархитектуру – они профессионально могут испортить всё хорошее и увеличить смету в несколько сот раз. А вообще, изменить улицы в пользу людей можно без дорогих и долгих реконструкций – было бы желание.

Логика простая: давайте сначала выстроим систему, где будет запрос на качественные недорогие проекты, а затем будем думать о более масштабных вливаниях в города по всей стране. Сначала сделать образцово несколько улиц, дворов и площадей, чтобы обучиться не косячить, а затем уже масштабировать на весь город.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...