Тайна пеньков вдоль дороги
Во время прогулки по нашим городам часто можно встретить следы былого комфорта: кусочки газона без парковки, приствольную решётку вокруг дерева, красивые люки или фонари и прочие элементы городского дизайна. В числе прочего находятся лунки от деревьев вдоль улиц. При хорошей фантазии можно даже представить уровень былого комфорта, когда глаз радовался деталям, а люди ходили под тенью летом и всегда могли спрятаться от дождя.
Сегодня мы очень часто занимаемся урбанистической археологией: рассказываем про простые вещи, о которых хорошо знали ещё в начале прошлого века. К сожалению, часто недостаточно просто убедить чиновников или специалистов сего дня в необходимости того или иного решения — против вас будут не только суеверия, но и технические регламенты. Именно так произошло с деревьями вдоль улиц.
Городским улицам примерно до 1970-х годов уделялось очень много внимания, затем началась эра жёстких стандартов под автомобильные микрорайоны и тотальное упрощение. Каким-то улицам повезло, они дошли до нас в изначальной задумке:
... а с какими-то всё очень печально:
Срубить дерево могут из-за разных причин: болезнь, опасность обрушения, необходимость сделать парковку, перекрывает вид на вывеску, не нравится силовикам и так далее. Ни жители, ни чиновники, ни бизнес чаще всего не понимают важности деревьев в городе и их высокую цену: они очищают и увлажняют воздух , создают тень и предотвращают накаливание города, впитывают влагу и снижают нагрузку на ливнёвку, создают ветрозащиту, снижают уровень шума, делают место красивее и комфортнее для людей. Вырастить дерево в городских условиях крайне трудно и затратно, но чаще всего это никого не волнует — поэтому улицы городов усыпаны пустыми лунками от деревьев.
Даже при осознании совершённой ошибки и желании восполнить потерю улицы чиновники и жители столкнутся с более масштабной проблемой — нашим градостроительством. Регламенты детально прописывают необходимое расстояние от ствола дерева до проезжей части или дома: 5 м от фасада или трамвая, 2 м от дороги, 4 от опор и так далее. Есть ещё одна проблема: в нормативах есть требование по отступу дерева от коммуникаций, но нет требования по отступу коммуникаций от дерева — сначала кто-то кидает кабель у дерева, а затем дерево срезают из-за несоответствия нормативам. В таких условиях невозможно высадить дерево на старой улице, которая была построена до эры автомобильных стандартов.
Решить проблему можно тремя способами: перестать приравнивать высадку дерева на уже построенной улице к новому строительству; пересмотреть устаревшие нормативы, которые всё равно не работают как надо; создать коллизию или спецусловия. В Москве, например, ввели новый термин для оформления бумаг и просто не проходят госэкспертизу при реконструкции улиц, результатом все довольны: