Плохие квартиры и хороший город
Есть одно очень нехорошее заблуждение относительно сегодняшней ситуации с недвижимостью: у людей мало денег, поэтому давайте будем на всём экономить и делать плохое благоустройство.
Быстро решить проблему низкого уровня жизни людей практически невозможно, поэтому эту вводную трогать не будем. При этом не надо забывать про долгосрочную перспективу: что станет с плохим жильём при росте уровня благосостояния? Дома стоят не 20 и даже не 50 лет, а больше – за это время ситуация в стране может измениться в лучшую сторону и одинаковые районы низкокачественного жилья могут стать большой проблемой.
С благоустройством всё сложнее, и с этим надо начинать работать уже сегодня. Проблему небольших квартир могут решить хорошие дворы и общественные пространства города. Например, собрать друзей можно не у себя дома, а в парке или прямо во дворе. Аналогично с семейными праздниками, днями рождения или дистанционной работой.
Люди тысячелетиями селились в городах ради общей выгоды: вместе проще решать проблемы и развиваться. В контексте личного пространства всё аналогично: мало своего места – пользуйся городом совместно с другими, стоимость разделяется на всех. Такая вот технология шеринга, чтобы люди не чувствовали себя обделёнными и не запирались в четырёх стенах.
Сделать неплохое благоустройство общей территории без кардинального повышения цены метра можно даже в жилье эконом-класса – нужно всего лишь не пытаться заасфальтировать всё и вся под парковку. Каждый житель от этого выигрывает, хоть может и не осознавать этого напрямую.
Общепит, магазины и сервисы на первых этажах тоже важны: они дополняют собой улицу, площади, дворы и нашу жизнь в целом. Всё это тоже привлекает людей, даёт больше возможностей, делает жизнь чуть краше и практически ничего не стоит. Главное – правильно спроектировать квартал, рассчитать потоки людей и просто не забыть про нормальный первый этаж.
К сожалению, качественные дворы и хорошие улицы – пока исключения для нашего рынка, поэтому благоустройство чуть выше стандартного «песочница и парковка» с жильём эконом-класса часто выдают за дома уровня комфорт и выше – людям не с чем сравнивать, поэтому маркетологи этим пользуются. В любом случае, как только такие проекты появляются в городах, они довольно быстро меняют представление людей о комфортной жизни в городе.
Посты по теме:
Устойчивый дом: разнообразие квартир
Хороший новый район в центре России