September 18, 2018

Саратов прогнал урбанистов и вернулся взад

было

стало

Чиновникам всегда страшно делать что-то новое: надо думать, объяснять людям свои действия и бороться с консерватизмом. Новые парки, удобные улицы, современный трамвай или просто безопасный переход — зачем всё это делать и получать по голове, если намного проще закатать всё в асфальт и спокойно дождаться пенсии? Чиновники выигрывают от пофигизма и молчания горожан, ведь проще медленно убивать город по шаблону, чем реформировать и рушить скрепы. Именно такой сценарий случился в Саратове с Привокзальной площадью.

Чуть больше года назад в Саратов зашли урбанисты и архитекторы по программе комфортной городской среды. Местные элиты этому не особо были рады, но решение спустили сверху и отказ означал для них плохие последствия. Довольно быстро был разработан регламент для рекламных вывесок, проекты реконструкции улиц и бульвара в центре, а также площади перед вокзалом.

Пешеходную улицу и бульвар уже успели запустить, вроде как даже дизайн-код с вывесками частично работает. С привокзальной площадью вышло всё интереснее и долгоиграющее: там решили проверить проектные задумки с помощью тактического благоустройства из разметки, столбиков и временной мебели. Такой метод поиска ошибок перед капитальными работами известен во всём мире, но у нас впервые применялся на столь важном городском узле. Несколько недель назад всё было порушено и возвращено в первоначальное положение асфальтового плаца со случайным сквером в центре.

Предыстория

Куча асфальта — примерно так можно охарактеризовать привокзальную площадь Саратова ещё два года назад. Такая ситуация отвечает скрепам горожан об идеальном городе для машин и методам борьбы с коллапсом, но любой адекватный специалист скажет вам иначе: нет физического разделения потоков (разбивка по каналам), то вероятность аварий и заторов только растёт ; каждый дополнительный метр перехода увеличивает вероятность аварии с пострадавшими; без чёткого дизайна люди теряются и не понимают, как им действовать — где можно парковаться, как проехать в другую сторону или где переход; путь пассажиров увеличивается из-за неудобных переходов; односторонние улицы вызывают перепробеги и увеличивают заторы во всём городе . Понятно, что местные к этому привыкли, но привычка не означает грамотную организацию городского пространства.

Вот так выглядит капитальный проект реконструкции площади. Сквером пришлось пожертвовать ради парковки, но деревья сохраняются — это позволит при желании быстро вернуть сквер жителям в будущем. Зато у вокзала появляется большая площадь и платформы для общественного транспорта в одном месте:

Возвращение двустороннего движения, правильно спроектированные переходы, островки безопасности, площадь у входа и единая зона посадки и перераспределение лишней проезжей частив в пользу пешеходов — эти вещи как раз решили проверить заранее:

Намного проще и дешевле учесть ошибки до выхода строителей, чем двигать бордюры и коммуникации после проведения капитальных работ. Компьютерное моделирование при всём желании не укажет на все ошибки, поэтому подобные методы применяются во всём мире:

Минск

Нью-Йорк

Москва

Барселона

Эксперимент

Столбики, разметки, скамейки и прочие вещи были рассчитаны примерно на год работы — посмотреть движение людей и машин летом, а также учесть уборку территории зимой. В процессе были выявлены проблемы с навигацией и фазами светофоров, а также прослушана десятки раз критика типа «раньше было лучше» — сам видел это во время приезда в город. Это нормальная ситуация, когда привычные условия меняют слишком быстро: это вызывает страх, а лучшая защита — нападение.

Провал

Дальше начинается Санта-Барбара. С реконструкцией привокзальной площади вроде как смирились в мэрии, стали дополнять и корректировать общую задумку, но не отходить от общей концепции — обсуждение затягивалось, документы ходили по рукам и ничего не происходило. Попутно игнорировался сбор данных об изменениях — о полезности судили исключительно по откликам в соцсетях. Затем город включил площадь в федеральную программу Безопасных и качественных дорог России и что-то пошло не так: оказывается, надо было готовить и согласовывать проекты заранее , а они внутри мэрии ещё не определились. В конце концов , подошла осень и откладывать стало уже поздно, поэтому ...

Да-да, всё просто вернули взад. Из-за нежелания или неумения организовывать процесс, все старания архитекторов и специалистов пошли коту под хвост. Ещё это надругательство над жителями — ладно, если ты меняешь привычный уклад людей ради улучшения проекта и экономии общих денег в будущем, а тут простого год играли с жителями в «угадай, где маршрутка», а после привыкания откатили всё на два года назад.

Перейти дорогу на Аткарской теперь можно либо на пересечении с Московской, либо — с Большой Казачьей. В промежутке между перекрестками также установлен знак "Пешеходный переход", однако "зебры" на дороге не наблюдается. Тем не менее, привыкшие к старой разметке пешеходы пытаются перебежать дорогу, что приводит к аварийным ситуациям.
Такой же хаос можно увидеть на проезжей части у входа на стадион "Локомотив". Перенесенная московскими урбанистами остановка общественного транспорта вернулась на свое прежнее место. Исчезли светофоры и разметка, которые помогали пешеходам перемещаться по островкам безопасности.
Площадь перед зданием вокзала снова заняли многочисленные таксисты. Они стоят в несколько рядов, встречая гостей города выкриками: "Такси! Такси".

В общем, сиюминутные деньги на асфальт оказались важнее репутации, безопасности и удобства жителей в одном из главных мест города. Мне совершенно не жалко те кружки на асфальте или лавки из палетов, мне жалко труд специалистов и жителей, которые стали заложниками корявого управления городом. Саму же площадь всё равно придётся переделывать — в текущем виде это чистый ужас, но такой она будет не меньше трёх лет, пока не кончится гарантия на асфальт.

использован материал Взгляд-инфо

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Тактический урбанизм

Как быстро и недорого изменить привокзальную площадь?

Что стало с экспериментальной привокзальной площадью Саратова