September 24, 2018

Город для детей и родителей

Есть очень нехорошее заблуждение, основанное на крайностях: жить можно или в городе в серой панельке и царстве асфальта, или в собственном доме. Поэтому часто встречаются комментарии типа «город для молодых и одиноких, а семьям нужен свой дом с участком в пригороде». Понять природу такого восприятия города довольно просто, нужно всего лишь посмотреть в окно и оценить комфорт с безопасностью среды вокруг – желание спрятать и защитить дитя вполне логичны с точки зрения обывателя.

Побег из агрессивного города – крайний вариант и сигнал о больших проблемах. Можно закрывать на это глаза и смотреть на убыль населения и казны, а можно пытаться решать вопросы и бороться за людей: два стула, которые стоят перед мэрами и чиновниками. У нас пока что забота о детях и их родителях ограничивается установкой разноцветной детской площадки во дворе посреди парковки, и это лишь имитация работы, ведь даже там ребёнка может сбить машина, а образовательная ценность игровой площадки в 99% случаев нулевая.

Так каким же должен быть город, дружелюбный для детей и их родителей?

Жильё

Пойдём с главного: места жизни семей. Сейчас вопрос пополнения решается переездом и банальным увеличением комнат – меняется район, но качество среды обычно остаётся прежним: сомнительная архитектура, количество соседей, парковка во дворе и опасная улица под боком. В лучшем случае рядом с вами окажется парк или перед окном будет чуть больше деревьев – приятно, но, по сути, это мелочи.

Жильё может быть с отдельным входом в квартиру, участком на первом этаже или эксплуатируемой крышей, без парковки перед детской площадкой и разнообразной архитектурой. Можно строить плотно, но без создания человейников – дуплексы, таунхаусы и другие варианты могут лучше отвечать потребностям родителей и детей. Проблема лишь в одном – у нас нет такого жилья, даже запроса со стороны жителей, люди привыкли видеть однообразные коробки и считают это нормой. Застройщики только в плюсе, ведь можно строить говно, которое оторвут с руками.

Многоквартирные дома можно и нужно делать дружелюбными для родителей и детей: вход на уровне тротуара без ступенек, колясочные с велокомнатами на первых этажах, просматриваемый безопасный подъезд и тамбур из расчёта коляски и человека внутри. Мелочи, которые будут делать каждый день приятными:

Дворы
В какой-то момент маркетологи строительных компаний осознали плюсы дворов без машин – скрепы автомобилистов уступили место эмоциям безопасности и комфорта. Возможность отпустить ребёнка без опаски за его жизнь – важный критерий города для родителей, но он не должен ограничиваться одним двором.

Двор – пространство всех жителей, а не только место для прогулок молодых мам и игры детей. Более того, делать шумные игровые во дворах не рекомендуется – пожалейте ментальное спокойствие всех жителей! Площадки для коллективных и громких игр нужно делать в парках и скверах, которые должны быть в пешей доступности. Это может шокировать некоторых чиновников, но комфорт города нужно оценивать не по общему числу деревьев или разделять площадь всех парков на число жителей, а по доступности зелёных зон в 15-ти минутном радиусе от жилья.

Про правильные детские комплексы для детей я уже неоднократно писал, но повторюсь: они должны развивать и обучать детей, рассказывать об устройстве мира и учить быть в коллективе через игру. Поэтому разноцветные убогие горки и турник – не детская площадка, а имитация заботы, зато игровая с зонами воды и песка, лазалками и естественным рельефом – это познавательно и хорошо. Понятно, что сделать в каждом дворе Парк Горького с его крутой детской площадкой не получится, но важно понимать принципы.

плохо

намного лучше

Сады и школы

Среда формирует нашу личность и воспитывает вкусы, поэтому при разработки дизайна детских учреждений нужно привлекать специалистов. Айболиты и смешарики на стенах внутри и самый дешёвый вентфасад снаружи – убожество, взрослые убивают эстетику и лишают детей красоты. Кстати да, ветеринар Айболит на стенах больниц – следствие этой политики, не должен главврач или завхоз отвечать за архитектуру и дизайн.

сдержанный и функциональный дизайн

Школы, детские сады и даже больницы должны быть вписаны в городскую ткань, а не закрыты от неё глухими заборами. Если нужен закрытый двор, то сама форма здания должна разделять пространство. Это делает районы приятнее для жизни и позволяет детям наблюдать за жизнью на улице – это тоже важная часть обучения жизни.

новые кварталы Хельсинки, детский сад справа

Советские традиции градостроительства всё ещё имеют огромное влияние, поэтому все детские учреждения продолжают строить внутри мегакварталов. Логика безопасной пешеходной доступности для жителей давно не работает, зато дворы стали местом для массовой парковки и подвоза детей – в итоге страдают жители, пешеходы, велосипедисты, родители на машинах и сами дети. Получается плохо, но планировочные решения никто не стремиться поменять. Решение же простое: вписывать учреждения в улицы и делать безопасные условия исходя из современных принципов. Например, вот детский сад из нового района под Минском – он выходит на пешеходную зону, где ребёнка не собьёт машина.

Улицы
Мы все пользуемся улицами каждый день по пути на работу, в магазин, в школу или детский сад. Одно из преимуществ плотного города – право иметь широкий набор сервисов и возможностей в пешей доступности. В одноэтажных пригородах до кружков, секций или школ нужно будет ехать на машине, что не очень хорошо с точки зрения подвижности ребёнка и его родителей, ухудшает экологию и просто отнимает время взрослых. В нормальном городе улицы должны быть абсолютно безопасными для детей:

успокоение трафика с помощью деревьев в новом районе Хельсинки

Само собой в городе должна быть безбарьерная среда, без подобных издевательств:

Лучшем примером для подражания в этом плане я считают Нидерланды: высокий уровень жизни и автомобилизации, страна с самыми счастливыми детьми и безопасным улицам. Дети не могут водить машину и прятаться от опасных улиц внутри железной коробки, но в этой стране у них есть полная свобода передвижения в безопасных городах: улицы в Нидерландах «успокоены», машина на городских улицах не представляет опасность для окружающих за счёт продуманного дизайна улиц.

С каждым годом физическая активность детей снижается и это проблема. Простая поездка в школу на велосипеде – наиболее лёгкий способ получить лишние 15-30 минут активности в день, которые помогут детям быть здоровыми. Нидерланды являются единственной страной в мире, где смогли снизить ожирение среди населения, и это не потому что там самая лучшая диета. Ежедневные активности по пути на работу или в школу – ключ к успеху.

Подобные стретегии есть даже у нас. Например, программа велосипедизации Альметьевска в том числе ориентирована на комфорт и безопасность детей:

Здоровье и природа

Город не должен быть асфальтовым мешком с плохой экологией. Личный автомобиль не только представляет опасность для ребёнка, но и в заведённом виде – выхлопы рассеиваются на уровне метра от уровня земли и лишь затем оседают, то есть маленькие дети (а заодно и люди в машинах) вдыхают практически всё. Последствия такой экологии, думаю, разъяснять не надо. Поэтому устойчивая транспортная система на основе общественного транспорта с приоритетом пешеходов – это в том числе вложение в здоровье детей.

В более широком смысле городская экология – это возможность наблюдать за естественными природными процессами внутри города. Грибы после дождя, опавшая листва, пение птиц или умеренно-дикие белки на улицах должны быть нормой. Для этого выстраивается разноуровневый зелёный каркас из разных местных растений, садоводы ухаживают за ними и так далее.

Для сравнения, стараниями московских коммунальщиков в Москве практически убита экосистема: почва отравлена реагентами, убранная листва лишает тепла и питательных веществ землю зимой, травы выкошены и заменены обычным газоном, сильный засвет сводит с ума оставшихся животных, а из-за широких улиц и громкого трафика птицы общаются по ночам. В целом, плохо примерно всё – лишь в парках и заповедниках остались оазисы.

Прочее

Учесть все запросы в рамках одного небольшого поста сложно да и не очень-то нужно. Например, каким-то одарённым детям и их родителям нужны уникальные секции и учебные заведения, которые есть лишь в одном городе из десяти. Важно другое: города могут быть дружелюбными для детей. Если маленький человек не может голосовать, то это не значит, что его интересы должны игнорироваться взрослыми дядями в мэрии.

Безопасный и комфортный город для детей делает жизнь всех нас лучше – когда инфраструктура ориентирована на самых незащищённых пользователей, то лучше становится даже «молодым и сильным». Существуют способы проектирования городской среды с привлечением детей – взрослые не всегда понимают все желания маленьких жителей. В общем, берегите детей и требуйте комфортный город для всех!

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:
Вам не страшно здесь стареть?