Маленькая победа большого дела
В прошлом году в Москве сделали несколько зебр на Садовом кольце, но в этом году было решено их стереть ради протягивания магистрали (подробнее). Вчера же стало известно, что один из переходов таки вернут – победа здравого смысла радует, но я не уверен, что из этого были сделаны правильные выводы. Восстановление перехода – не самоцель.
Пешеходный переход через Верхнюю Сыромятническую хорошо показал, что люди живут не по законам компьютерного регулирования трафика машин и в своей жизни руководствуются не только решениями отдельных личностей. При организации движения нужно учитывать психологию, сложившиеся потоки и даже человеческую лень – «линии желания» перехода улиц известны уже давно, но у нас их принято игнорировать и пускать людей в обход по линии проектировщика, а потом удивляться статистике ДТП с пешеходами. Принцип приоритета безопасности над пропускной способностью из федеральных законов давно игнорируется.
У простых исполнителей и людей в Москве до сих пор нет понимания, чего хочет от них город: одна команда создаёт классные транспортные схемы для центра, другие люди в рамках этих же работ наоборот делают откровенные вредительства, а третьи вообще приходят и рушат результат первых. Всё это наглядно показывает, что никто не знает про общую стратегию и каждый тянет одеяло на себя. Для сравнения, после прочтения лондонской концепции даже у обывателей не остаётся вопроса «а куда мы вообще двигаемся?».
Одна зебра не сделает город комфортнее и тем более безопаснее, ведь то же Садовое кольцо всё ещё невозможно перейти без боли и унижения. Аналогично про Тверскую, Новый Арбат, Кремлёвское кольцо и многие небольшие улицы в центре города и вылетные магистрали. «Удобные и безопасные» подземные переходы без нормальных спусков и с неработающими лифтами – признак того же транспортного разнообразия мнений, только с элементами извращения. При этом во многих местах вообще можно сделать наземные переходы без вреда для движения машин: у Курской на Садовом, на Пушкинской между бульварами, у метро Фонвизинская, от Большой Никитской к Кремлю и так далее.
Москва не станет транспортно здоровым городом, пока улицы недоступны для перехода инвалидам, мамам с колясками, велосипедистам, старикам и просто больным. Каждый из нас – пешеход априори, но ради экономии нескольких секунд тысячи человек, десятки тысяч должны страдать или в принципе перестать выходить на улицу – это противоречит всем современным представлениям о транспортной и социальной политике в городе. Я частенько хожу с зарубежными экспертами по Москве, и каждый «новый» приезжий удивляется этим античеловеческим и дорогим решениям.
Давайте примем простые принципы для организации движения во всём городе и повесим их при входе в ЦОДД и мэрию:
+ Каждый человек должен иметь возможность перейти улицу и добраться до любой точки города без посторонней помощи. Удобный город для всех – неотъемлемое право каждого.
+ Улица – это не дорога, поэтому в первую очередь мы заботимся о пешеходах, особенно маломобильных, затем о пассажирах общественного транспорта.
+ Если не получается сделать хорошо всем, то исходим из принципов эффективности и экологичности: сначала автобусная полоса, потом личные машины; велополоса важнее нескольких мест парковки и так далее.
Если подобные принципы будут в голове простого исполнителя и заместителя директора ЦОДДа, тогда урок зебры на В.Сыромятнической будет усвоен. Пока же видны только попытки переобуться во время полёта и сделать из стирания тактическое отступление.