October 1, 2018

Автомобилисты, делитесь!

За последние 30 лет успел сформироваться очень нехороший стереотип, что улицы принадлежат только автомобилям. То есть это не общее пространство для жителей, бизнеса, пешеходов, велосипедистов и всех остальных, а только место для машин. Не верите? Попробуйте ввести автобусную или выделенную полосу для трамваев и узнаете много нового о себе!

Улица – общее пространство всех жителей, но сейчас меньшинство считает, что имеет полное право занимать большую часть улицы и парализовывать движение. Создание альтернативы в виде быстрого и надёжного общественного транспорта встречает довольно жёсткое сопротивление, поэтому политики очень боятся отбирать 3-4 метра ради общего блага. Что пошло не так?

Крупные российские города всё ближе подбираются к полному транспортному коллапсу и всё чаще в головы управленцев закрадывается мысль «а всё ли правильно мы делаем?». Выясняется очевидное: города и личные машины плохо работают вместе, даже несмотря на комфорт и удобство внутри машины.

Выделенные полосы всё чаще появляются не там, где их можно сделать без вреда для остального трафика, а там, где они действительно нужны – на узких улицах и перед бутылочными горлышками, где пассажиры встают в пробку. Каждый раз это сопротивление со стороны жителей и ГИБДД. Меня ещё радуют доводы про автомобильное право и ограничение свободы передвижения. В Москве, например, на машинах в течение буднего дня передвигается около 20-30% от общего числа людей, но это меньшинство блокирует улицы и не даёт нормально жить оставшимся 70-80% – кажется, именно люди в автомобилях ограничивают конституционное право всех людей свободно передвигаться по городу.

Приоритет общественного транспорта повышает провозную способность полосы с тысячи человек в час до десятков тысяч – не нужно никаких расширений и вырубки деревьев. Особенно это актуально для мостов и туннелей. Без выделенных полос невозможно спрогнозировать расписание из-за пробок и создать реальную альтернативу личному автомобилю. В итоге получается знакомый замкнутый круг: нет достойной альтернативы, и люди едут на машинах, но затем они сами же не дают создать альтернативу.

Иногда даже выдумывают какие-то дикие правила типа «выделенную полосу можно делать только на улицах с тремя и более полосами». Открою секрет: выделенку можно делать даже на улице с одной полосой, если это нужно для повышения провозной способности улицы и решения проблем пробок – просто закрываете проезд для всех остальных.

Последние 20 лет с экранов телевизоров людям массово рассказывали про коллапс, как добавят ещё одну полосу и что пешеходы создают пробки. За это время заблуждение превратилось в неоспоримый факт в головах людей, поэтому теперь люди против обратного процесса – это что-то новое и непонятное, поэтому лучше устроить нападение для защиты скреп. Всё это – довольно ожидаемый результат, с которым нужно работать.

Например, в Красноярске наконец-то решили создать транспортный каркас для наземного транспорта и ввести выделенки одномоментно на 17 улицах. Решение похвальное, ведь если вводить по одному участку, то маршруты будут быстро проезжать одну улицу, а потом собираться в паровозики на следующем заторе – эффективность таких решений близка к нулю. Ожидаемо, в социальных сетях и СМИ начался ад, и мэрия сейчас думает об откате задуманного.

картинка А. Егорова

Что пошло не так? Была провалена публичная кампания – одним пресс-релизом не отделаться в таких случаях. Нужно было на интуитивном уровне объяснять задуманное, подошла бы даже всем известная картинка на билбордах улиц, где планируют ввести полосы для автобусов:

Стоило просчитать текущую ситуацию и возможные изменения: сколько сейчас машин едет по одной полосе на этих улицах, сколько проезжает пассажиров, какую экономию выделенки дадут для каждого пассажира и почему это хорошо для всех. К нападению нужно было подготовиться, я бы на месте мэрии даже запустил специальный сайт с разъяснением и краткими вопросами-ответами на самые популярные заблуждения (как это сделали, например, для платных парковок Воронежа).

В преддверии Универсиады у города есть реальная возможность решить вопрос пробок для большинства людей. Но из-за банальной плохой подготовки есть риск только ухудшить ситуацию, ведь люди запомнят испуг города с выделенными полосами, а следующие управленцы будут ещё сильнее бояться вновь поднимать эту тему. Такое уже проходили в Екатеринбурге, и это же относится к любому другому городу России с подобными или просто непопулярными инициативами.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты про общественный транспорт

Каким должен быть городской общественный транспорт? Интермодальная транспортная система 24 на 7, или как работать транспорту Об общей логике билетной и тарифной систем

Социальный транспорт Трамвай как инвестиция Где взять денег Как сделать хорошую выделенку

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо Проблема последней мили Зло от автобусных карманов Обособление трамвая: зачем и как

Турникеты на вход Простое правило метро Как обезопасить остановки трамвая