Петербург: плохие улицы, лошадиная сила и вода
Я очень люблю Петербург, но слепая любовь многих жителей вредит городу и не позволяет замечать ошибки и идти вперёд. Вместо того, чтобы бить в колокола и кричать о проблемах, все кругом пытаются найти свой особый путь. Всё познаётся в сравнении, но у петербуржцев всё есть под боком: когда-то Хельсинки были глушью российской империи, а сегодня город по качеству городской среды и конкуренции за людей впереди града на Неве.
Несмотря на продуманную планировку и архитектуру, улицы Петербурга – неудобные и опасные. Вместо комфортных площадей вы скорее встретите знак запрета перехода. Про новые районы даже упоминать не хочу – есть лишь желание стереть эти коробки из истории и построить нормальный город на их месте. Вместо использования и раскрытия преимущества воды сегодня это достоинство гробят новыми проектами развязок на набережных и прибрежной застройки. Короче, всё плохо в моём любимом Петербурге.
Доступ к воде – это гигантское преимущество города не только в плане торговли, но и просто для наслаждения местом. Не просто так жить на побережье считается элитным, ведь встречать утро с видом на воду – прекрасно. Даже небольшой кусок воды и порт – прекрасно:
Голландцы и датчане роют каналы в новые районы не просто так – они понимают, как это важно. У нас же прямо у воды ставят огромные панельки или человейники без какой-либо архитектуры. Такие дома можно простить на окраине или в спальном поле, но здесь портится вид города с воды, и сам район не раскрывает свой потенциал. Вместо жемчужины мы получаем палку с водорослями.
Петербург надо спасать от местных градостроителей и срочно объявлять международные архитектурные конкурсы на оставшиеся знаковые уголки для застройки у воды. Будущие поколения и так будут нас материть за быстрые деньги и этот ужас, надо хоть что-то хорошее оставить после себя.
Московская Моя улица давно на слуху, но в Петербурге стали мостить улицы гранитом и прятать провода намного раньше. Неожиданно, но тут плитка не уходит из-под ног через месяц после сдачи улицы. На этом плюсы кончаются – вместо комплексной реконструкции с изменением транспортных схем здесь делают простой капитальный ремонт.
Почему важно менять дизайн проезжей части? Потому что в советское время подход «улица=дорога» нивелировался малым числом машин. Сегодня такой подход уносит тысячи жизней и ведёт город к коллапсу. Банальный эффект каменных джунглей можно было бы исправить с помощью зелени между парковкой и в зонах перед заездами во дворы.
Видите, как стоят машины вдоль перехода? Здесь мог быть небольшой сквер с зеленью и безопасный переход, но вместо этого здесь стоят автобус и машина – дорогим пространством пользуется два человека. К тому же не стоит забывать, что каждый дополнительный метр перехода повышает его опасность и неудобство для жителей.
Удивительно, как некоторые улицы с остатками зелени не закатали ради бесплатной парковки:
Другой пример: парковка у пешеходного перехода. Это запрещено, но водители интуитивно не подозревают, что они закрывают машиной людей на тротуаре. Смертельная ошибка проектировщика, которую крайне легко исправить «ушами»:
Безопасные условия за счёт физического выступа:
Или другой пример с трамваем. Что безопаснее: разметка, забор и три ярких знака или одна платформа с переходом на тротуар вместо парковки? Ответ вроде очевиден, но в Петербурге не умеют в безопасность.
Ситуацию немного спасают улицы человеческого размера и высокая плотность перекрёстков – ехать быстро на многих улицах некомфортно. Но это не повод не проводить оптимизацию и застраховывать жителей от ошибок водителей. К слову, на многих улицах без проблем войдут велополосы только за счёт переразметки – Петербург можно сделать чуть ближе к Амстердаму.
В Петербурге не стали разводить фазы для пешеходов и автомобилей на светофорах, за счёт чего тут 30 секунда – среднее время ожидания. Местами больше, особенно вне центра, но как факт: пешеходы идут параллельно потоку машин, а водители всех пропускают и едут на просачивание. Все стоят меньше на светофоре, а водители более внимательные – скоро в Москве тоже придётся это возвращать.
Последние года два на улицах Петербурга есть паркоматы, знаки платной парковки и даже ездит патруль, но… система не работает. Гибдд просто не дали базу данных городу, поэтому выписывать штрафы было некому. Ещё одно подтверждение, что дорожных полицейских давно пора разогнать, но и показатель проектного подхода Правительства города – даже в Твери смогли наладить контроль и договориться.
За два года система просто жрала деньги из бюджета и ветшала. Лишь радует, что после перезапуска платными станут новые участки центра. Принцип установления цены должен быть таким, чтобы в квартале было минимум одно свободное место, поэтому цена должна быть гибкой.
Как это в Петербурге парковку для инвалидов сделали платной? Насколько я помню, это слегка противозаконно.
Ещё довольно забавно, что практически любые вопросы благоустройства натыкаются на «это испортит исторический образ города!», но к лишним знакам и загромождению тротуаров это, видимо, не относится ☹
С удивлением узнал, что в Петербурге есть музейные маршруты трамвая. Стоят 200 рублей, выглядят круто:
… но как и обычные трамваи, эти стоят в пробках без выделенных полос. Про деградацию трамвая в городе я уже писал подробно.
Есть в этом городе ещё одна уникальная трамвайная штука – выделенные пути с проездом автобусов:
Многим кажется, что решение хорошее: и трамваи едут, и автобусы! Но не всё так просто. Если на улице есть трамвай, то нужно убирать дублирующие автобусные маршруты и делать упор на более эффективный рельсовый транспорт.
Автобусы тормозят трамваи, снижая их потенциал. К тому же, это лишнее пространство для манёвров автобусов – вместо дополнительных полутора метров с каждой стороны для манёвров можно было расширить тротуары, высадить деревья или сделать велодорожку.
Здесь даже нет платформ, что убивает доступную среду общественного транспорта. По сути, это автобусная полоса, куда каким-то образом пустили трамвай.
В ответ на это многие приводят примеры из Европы, где можно увидеть автобус на трамвайной остановке. Всё не так просто: в старых городах иногда физически нет места для двух остановок, поэтому автобусы вынужденно заезжают на пути. То есть это компромисс в рамках остановок, а не дублирование трамвайных путей на транспортных коридорах.
К слову о доступности общественного транспорта:
Петербургу повезло с грунтом – там сложно копать подземные переходы. Ещё и плотность центра делает это занятие сложным, поэтому по городу можно ходить часами без спуска под землю – даже Невский можно без проблем перейти!
Но местами это безобразие всё-таки воткнуто, даже если есть светофор. Пробок от этого меньше не становится, безопасность не улучшается, зато пенсионеры и другие маломобильные лишаются права на город. Европейские и американские города тоже проходили путь подземных переходов, но быстро поняли бессмысленность затеи. У нас же это продолжают считать панацеей и уродовать обычные улицы. В светлом будущем такие переходы будут продублированы безопасными наземными зебрами, а внизу будут ларьки с общественными туалетами!
Электробусами продолжают покрывать новые районы города и планируют в 2019 начать заменять автобусные маршруты новыми моделями. Троллейбусные провода при этом убрали лишь в одном месте – у Казанского собора.
Кстати, как вам подход к одному из символов России с постоянным многотысячным потоком туристов? Бесплатная парковка со всех сторон вместо удобной площади:
Пару слов о новых станциях метро. Точнее об одной, потому что вторую я проехал и на радостях забыл вернуться. Новая конечная третьей линии:
Метро стоит очень дорого, а строить его долго – это в Петербурге хорошо знают, поэтому новые станции открываются редко (что не мешает иметь большие хотелки). Здесь для экономии пути идут по центру, а платформы сбоку:
Наконец-то убрали метробабушек у эскалаторов:
Особой архитектуры нет, зато стоят горизонтальные лифты. В Петербурге уже есть станции с дверьми перед путями, хотя это всё ещё диковинка для России.
Это может кого-то шокировать, но подобные стенки с проходами перед путями делают обычно для экономии на отделке и разделения вентиляции: у туннелей своя, а станций – своя. В московском метро, например, вентиляция общая – поезда толкают воздух собой, что скорее минус, но так сложилось. Предотвращение падений на пути – скорее побочный эффект.
Навигация в петербуржском метро намного понятнее и проще, чем в Москве. При этом она сильно упрощена и работает только внутри метро – после выхода из дверей вы сами по себе.
Из вестибюля на улицу тут идёт траволатор. То есть никаких ступенек и полностью доступная среда даже при поломке – это круто:
Ещё есть кнопки открытия дверей. Чтобы вы понимали, даже я с трудом открываю противопожарные двери в московском метро, а тут простая кнопка с доводчиком делает всё за вас. Иными словами, инвалид, мама с коляской и другие маломобильные могут пользоваться инфраструктурой без посторонней помощи. Это большой прогресс.
У местного велопроката новый спонсор. Сначала подумал, что это средство для потенции:
Ещё я тут наткнулся на работу уличного художника из Екатеринбурга, который размещает свой автопортрет над арками и входами. Насколько я помню, смысл акции «что мы оставим после себя». Он вот король:
В этот раз я вновь не доехал до Севкабеля и не сходил на Пражку, зато будет задел для следующих постов. Закончить хотел бы новыми табло на платформах Сапсанов: РЖД наконец-то сделало нормальную навигацию по вагонам с разделением на сектора. В Германии, Австрии, Польше и других странах это работает уже давно и в аналоговом виде, у нас же сразу бахнули экраны.