Новости московских улиц
Программа реконструкции улиц Москвы в этом году не наделала много шума: в основном это были небольшие переулки или улицы вне центра, да и сами работы начались поздно – спасибо туристам и ногамячу за спокойствие! Ход реконструкции ВДНХ в рамках этой программы я пытался отслеживать, а вот с переулками всё вышло чуть сложнее – за один раз их сложно обойти, плюс, строители в этом году попались очень рукозадые и до сих пор есть участки из каши и ям вместо плитки и асфальта.
Короче, что интересного в этом году сделали на улицах?
Плитка людям, асфальт машинкам – неизменная логика программы реконструкции. Гранитные глыбы вообще часто припоминают везде и всюду, считая это дело распилом. Вдаваться в схемы финансирования не буду, но скажу, что такое разделение было придумано не в Москве и успешно применяется по всему миру (даже в Петербурге). Ещё замечу, что плиткой пытаются зонировать тротуар и делать разные участки уникальными, но что-то идёт не так:
Это один и тот же переход, но с одной стороны есть тёмный выступ перед спуском, а с другой его уже нет.
С заездами аналогичная фигня: где-то идёт асфальт, где-то тёмный гранит, а местами обычный. Где общая логика и здравый смысл?
Где-то вообще забыли сделать подъёмы тротуара в заездах во дворы. Это делается для комфорта и сухих ног пешеходов, плюс сам дизайн показывает водителю, что нужно всех пропустить и лишь потом заезжать. Обычно проектировщики такое делают из-за проблем с водоотводом, но кто мешает пустить небольшую трубу из двора на проезжую часть? Тем более так уже делали на некоторых улицах и все были довольны.
Такая экономия времени и денег выливается вот в такие проблемы, которые сводят всю работу по улучшению улицы для людей на нет:
Вот этот огромный выступ недалеко от Ситуационного центра ЦОДДа для меня остался загадкой: съел часть ровного прохода, с лестницей и идёт вдоль забора. Или архитектор так видел, а обидеть его может каждый?
Зато в двух местах раскрыли старые фундаменты и вписали историческую плитку в общий дизайн – это очень круто. Вообще, хотелось бы видеть историческую брусчатку на проезжей части в центре – это делает образ улицы дружелюбнее и уникальнее.
Город экономит на водоотведении при реконструкции, лишь в нескольких местах за все годы делали новую ливнёвку. По улицам хорошо видны разные проектные подрядчики: где-то хотя бы кидают трубы от дома к проезжей части, но в основном никто не парится и делают имитацию тактильной плитки для отвода воды.
Чем думают специалисты, когда отводят воду с крыши на пешеходный переход?
Последние 50 лет в небольших московских переулках было в основном подвесное освещение. Это экономия места на тротуаре и часть исторического образа города. Но в рамках борьбы с проводами всё это срезают и ставят фонари. Как можно догадаться, иногда фонари съедают очень много места и приходиться идти по проезжей части с коляской.
В центре ставят псевдоисторические фонари, которые впервые показали на Мясницкой несколько лет назад:
Чуть дальше от центра появились уже более современные аккуратные светильники:
Хорошо, что столбам стали возвращать чёрный цвет, но вот расстановка фонарей ужасная – они в прямом смысле гуляют и не создают единого ритма, особенно это заметно вечером и ночью. Вот это знатный косяк.
На Лесной поставили уникальные столбы из-за трамвая. Пытались сделать хорошо, но в итоге получилось так себе:
В Москве до сих пор не научились вешать дорожные знаки на столбы освещения. Улицы в итоге часто максимально утыканы столбами из-за простого бюрократического вопроса балансодержателей:
Вешать знаки на один столб для разных направлений? Пфф, зачем париться, если можно просто воткнуть ещё столб! А затем ещё один, и ещё один, и так до бесконечности.
Сейчас идёт кампания по снижению количества знаков на улицах – руководство города поняло, что «много – не мало» не работает и делает только хуже. Заодно на новых улицах сразу наши ставят уменьшенные знаки. Жду подобного прозрения в отношении столбов.
Одно из самых больших достижений программы – возвращение деревьев на московские улицы. Но тут показывать пока нечего, их высаживают поздней осенью или ранней весной, когда корневая активность минимальна и у дерева больше шансов прижиться.
Чаще всего тротуары расширяют за счёт простого сужения полос движения и лишнего асфальта на улицах. То есть, количество рядов чаще всего остаётся тем же, но появляется место для пешеходов, велосипедистов, деревьев и даже веранд. Заодно повышается безопасность – ехать быстро по узким полосам некомфортно, поэтому все мировые стандарты предписывают делать на улицах полосы 2,5-3,25 м, а на загородных дорогах 3,5-3,75. Именно пешеходных зон на месте проезжих частей и парковок делают очень мало, в этом году такое появилось у Миусского трамвайного парка. Скоро здесь откроется большой гастрономический комплекс Депо с прямым выходом на этот пешеходный квартал, место должно круто ожить:
Ни одна парковка машин не красит улицу, но это можно минимизировать за счёт правильной разбивки карманами:
Карманы подсознательно показывают, что это не проезжая часть и не тротуар. Особенно хорошо, когда он замощён отдельным видом брусчатки. В итоге водители без знаков видят разрешённое место, а городу не нужно каждый год наносить разметку:
Разбивка даёт возможность высадить деревья и прикрыть машины, чтобы они не доминировали в визуальном плане. Там же можно размещать фонари и велопарковки. Ещё это успокаивает движение машин, ведь у водителя нет образа железной стены сбоку, он может сравнивать свою скорость со статичными фонарями и деревьями. Чем чаще идёт разбивка, тем лучше.
Особенность этого года – неглубокие карманы. Наши нормативы предписывают делать карманы излишне большими в расчёте на танк, что забирает драгоценное пространство и часто является причиной невозможности сделать парковку на улице. Когда-нибудь нормативы сократят до общемировых, а пока недостающие полметра рискуют краской:
У инвалидных мест бордюры ныряют:
Парковка для электромашин, но станции нет – это нормально?
Не пошли у города приподнятые пешеходные переходы в серию. Говорят, у строителей не получалось сделать нормальное основание, а каждый год перекладывать плиты надоело – вместо решения проблемы, было решено просто не делать таких переходов. Очень зря, ведь это вопрос не только удобства, а в первую очередь безопасности.
Зато с сужением проезжей части у переходов дело пошло лучше, в этом году практически везде сделали «уши»:
На примере Петербурга я показывал, чем грозит такое решение. Даже если перед зеброй никто не запаркуется, то пешеход в любом случае тратит больше времени на переход улиц, а водителю комфортнее ехать быстро. Поэтому каждый дополнительный метр пешеходного перехода повышает аварийность места и нужно делать такое сужение:
В большинстве случаев такие выступы делают после парковки в карманах. То есть решения работают в координации друг с другом:
Часто говорят, что переходы должны идти раз в 200-300 метров – это неправильная трактовка ГОСТа, потому что они должны идти так часто, как этого требуют сложившиеся потоки и точки притяжения. В историческом центре это иногда каждые 50 м – лучше обозначить переход заранее, чем тратить деньги на лечение сбитых людей.
На Лесной улице должна была появиться велополоса. Как вы понимаете, её не сделали, ведь город сливает все планы по развитию велодвижения.
Так как полоса была заложена, то вместо полосы для машин и велосипедистов появилась просто широкая проезжая часть. Многие водители поддаются стадному инстинкту и забивают её в два ряда – в итоге появляется бутылочное горло, ведь в основном улица однополосная. Но хуже всего ночью и вне пика, когда здесь гоняют на скорости из-за ложного чувства безопасности.
Трамвай и общественный транспорт
За бизнес центром Белая площадь на Белорусской появилась мини-выделенка:
Здесь немного изменят схему движения, некоторые маршруты будут высаживать пассажиров на новую остановку:
Новые платформы уже работают:
Их знатно испортили забором и столбиком. Стало узко и люди иногда выходят на пути, чтобы разойтись:
Было бы логично сделать переходы с каждой стороны платформы, но вместо этого воткнули забор. Что делают люди? Правильно: обходят забор и идут по самой короткой траектории:
Самый идиотизм, что на улице был сделан обособленный бордюром коридор для трамваев, который... убрали. Говорят, это инициатива одной депутатки (депутаторши?), который было неудобно заезжать во двор. В итоге трамваи стали стоять в пробках, здесь происходят аварии и срывается всё движение.
Такой вот у нас приоритет безопасности и общественного транспорта в городе.
Зато у Еврейского музея толерантности доделывают венские платформы:
Это компромисс, когда места для отдельной платформы нет совсем, а обезопасить пассажиров надо. В итоге проезжую часть поднимают до уровня тротуара: водители интуитивно притормаживают, а пассажиры получают безбарьерную среду.
В прошлом году такая платформа была сделана на конечной у м.Партизанская, где есть заезд в парк. Эксперимент всем доказал, что решение рабочее, поэтому в этом году его впервые в России сделают на улице:
После сужения проезжей части, создания новых пешеходных переходов и разбивки парковки карманами в целом стало лучше. Хотя единой программы Нулевой терпимости к смертям у города нет, на улицах частично применяют инструменты успокоения трафика. Например, вместо прямого проезда перекрёстка на скорости водители теперь интуитивно снижают скорость:
Самый большой косяк вышел с Лесной улицей, где накосячили с трамваем и велополосой. Более того, там до сих пор не поправили знаки, которые закрывают собой человека:
В переулках же иногда встречается даже искривление проезжей части:
Проектировщики за годы работ над улицами стали смелее. Это хорошо видно по этому однополосному участку: раньше закладывали две полосы на «вдруг что-то случится и не объехать будет», а теперь есть понимание, что это лишь провоцирует людей парковаться под знаками, а шанс аварии минимален (конфликтных точек просто нет). Первый кусок делали вместе с Мясницкой в 2015 году, а сам переулок в этом.
Через пару лет, надеюсь, дойдём до нормальной ширины проезжей части – делать ровно столько, сколько нужно:
Стало ли лучше? Конечно. Стало ли хорошо? Не уверен. Общий фон позитивных изменений очень портят детали: ужасное качество работ, лабиринты столбов и прочие вещи. Одни и те же проблемы идут из года в год.