Женева – самый нешвейцарский город Швейцарии
Швейцария по своему устройству конфедерация, где основные органы принятия решения находятся на уровне областей и муниципалитетов. В каком-то смысле даже можно говорить, что здесь нет столицы – полномочия уровня страны распределены между городами и каждая за что-то отвечает: Цюрих – финансы, Берн – политика, Базель – культурна и промышленность, а Женева – международные организации. В какой-то момент даже начинает казаться, что собственно швейцарцев в Женеве меньшинство, от чего город становится ещё интереснее.
Если вы путешествуете со стороны Франции на железной дороге, то советую при покупке билетов глянуть станции в пригородах Женевы, которые находятся де-юре на французской стороне – небольшая прогулка от станции до местного трамвая может здорово сэкономить ваши шекели. Я же приехал на центральный вокзал:
Здесь ещё осталась таможня, ведь Швейцария не входит в Евросоюз, но этим скорее пользуются местные жители для возврата НДС. Контроля нет, зато можно найти бланки для деклараций и специальный ящик. В целом же стандартный европейский вокзал с кучей торговли.
Под вокзал встроен подземный торговый центр с небольшой парковкой:
На выходе из вокзала площадь с трамваями, такси, велопарковкой и небольшим проездом. По российским меркам всё идеально, но скоро здесь начнётся реконструкция:
Текущая площадь затрудняет навигацию и немного шокирует приезжих – не очень понятно, куда и как идти. В новом проекте немного оптимизируют общественный транспорт и уберут движение машин – в результате при выходе должна появится визуальная перспектива подходов к вокзалу для подсознательной навигации. Иными словами, будут видны проходы и переходы без всяких схем и указателей.
В Женеве очень много трамваев и троллейбусов:
В некоторых местах это становится архитектурной проблемой – из-за проводов не видно улиц и неба:
По мере развития батарей такие участки нужно будет убирать – проехать сотню метров можно на аккумуляторах, а на улицах уже поднять штанги. Многие города уже так делают в исторических центрах, даже Петербург.
Трамваи же поражают другим моментом: у всех моделей есть выдвигающиеся подножки. Это тоже часто встречается в мире, особенно когда ходят разные модели и невозможно перестроить платформы, но тут у каждой модели есть подножка. То есть платформы не приспособлены ни под одну из моделей.
Возможно, таким образом экономят на реконструкции платформ, но как-то очень сомнительно.
Ах да, ещё тут гламур ездит по рельсам:
Одна из главных пересадочных станций города – практически всё маршруты останавливаются друг на против друга, только для одного направления не хватило места и его вынесли вбок.
Это автобус, который делает зарядку – приседает на каждой остановке для сокращения выступа и ускорения посадки-высадки:
Каждый год в городе проходит конкурс на тактическое озеленение и благоустройство площадей. В этом установили кадки и лежаки:
Это общественное пространство было сделано относительно недавно: появился фонтан и деревянный настил с функциями лежаков и лавок. Архитекторы учли климат и расположили мебель с максимально освещённой стороны, чтобы даже зимой можно было сидеть под лучами солнца.
Для меня стало неожиданностью, что швейцарцы очень любят бетон. Думал, это черта США и Канады, а тут такое:
Да-да, тут заливают бетоном тротуары, а уже поверх рисуют квадратную плитку и рельефность. Качество скорее радует, но я сторонник плитки из природных материалов. Кроме того, ремонтировать коммуникации с бетонным тротуаром крайне трудное занятие.
Культура проведения работ радует, хотя рассказали, что раздалбайство тоже встречается – просто за этим тут строго следят. Строители в основном приезжие, которые могут не знать местного языка. Зато везде есть проходы для людей, островки безопасности на переходах и даже временные пологие сходы:
Уровень архитектуры и контроля приятно поражает. Взять такую мелочь, как столбы на тротуаре – у нас их впихивают абы как, из-за чего часто невозможно пройти. Здесь же всё будет в одной линии и не будет мешать проходу или цеплять взгляд:
Пока ходил по городу видел лишь одну улицу в стадии капитальной реконструкции. Зато часто можно встретить локальные улучшения, типа расширения тротуаров у переходов. Тут хорошо видно, что с одной стороны сделали капитально, а с другой ограничились пока столбиками:
Тут жители сделали из кадков с растениями шиканы для успокоения трафика:
На обычных же улицах часто можно встретить парклеты – город активно способствует переделки мест для машин в общественные пространства:
Ещё в Швейцарии довольно высокий уровень суицидов, из-за чего некоторые мосты ограждают высоким забором. Здесь такого нет, зато есть знак запрета ныряния. Что характерно, народ прыгает в основном для купания – удар о воду не смертелен.
Но одним знаком не ограничились, вдоль воды были сделаны настилы для купальщиков. То есть не только запрещают, но и предлагают альтернативу.
На этой набережной по вечерам синее освещение – это сделано против наркоманов. В синем спектре не видны вены, поэтому место становится не таким интересным для них.
В целом же общественные пространства города простые, но одновременно комфортные и приятные:
Жители гордятся своим международным статусом, поэтому на одной из площадей в брусчатку вставлены приветствия на разных языках мира. Довольно приятно было встретить «добрый день».
Местные коммунальщики борются против окурков в ливнёвке:
Пишут, что им надоело очищать трубы и решётки. Иногда даже ставят счётчики с количеством вытащенных окурков. Интересно, как их считают?
Но не просто запрещают – урны дооборудовали пепельницами:
С обычным же мусором всё чуть интереснее. Выкидывать отсортированный мусор можно бесплатно, для этого в жилых районах стоят специальные баки:
Общий мусор можно выкидывать только в специальных пакетах, в чью цену включён сбор за утилизацию. Или же можно покупать специальные марки у мэрии, которые нужно клеить на сторонние ёмкости для мусора. Можно попробовать выкинуть в обычном пакете из Ашана, но вас могут вычислить по чекам внутри или сами жители расскажут о вас – штраф быстро отрезвит голову. Здесь высокий уровень гражданского общества и все понимают, что такая халява вредит всем вокруг.
Велополосы, выделенки и переходы здесь красят в жёлтый:
Возможно, таким образом хотят сформировать паттерн «жёлтое – не место для машин». Мне не очень нравится такой подход – при езде на машине нужно быть внимательным постоянно, а тут может случится обратное: не жёлтое – можно ехать быстро и не париться.
Ещё тут зачем-то делают рамки вокруг знаков. Вновь сомнительная затея, ведь тогда при каждом изменении знаков нужно ставить новое крепление. Или это просто красиво?
Звуковое оповещение для слепых у переходов включается нажатием кнопки. Хорошее решение для сохранения нервов жителей вокруг и безопасной среды для слепых:
Эти дома из бетона с деревянным фасадом были построены относительно недавно над железной дорогой. Здесь общественные помещения, соседский центр и много небольших публичных скверов, сделанных под городские гостиные:
Как я понимаю, здесь же и общественные огороды:
Женева оставляет приятные впечатления, но у меня постоянно цеплялся взгляд за детали с мыслью «можно было бы сделать чуть лучше». С другой стороны, в российских городах с 200 тысячами населения возникают совсем иные мысли: с какого конца начать решать ВСЕ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ!?