Неожиданный Страсбург
Логистика во время путешествий – отдельный вид мазохизма, от которого ты в итоге получаешь наслаждение. Путешествовать железными дорогами удобно, но часто накладно, благо есть автобусные перевозки и даже международные трамваи. При этом нужно помнить, что во многих государствах действуют протекционные законы в пользу железных дорог, поэтому автобусы их не дублируют. Поэтому часто бывает дешевле и интереснее построить кривой маршрут с пересадкой – именно так на моём пути оказался Страсбург.
Я довольно безответственный путешественник, поэтому про город ничего не узнавал перед поездкой. Лишь знал, что здесь есть суд по правам человека и трамвай в Германию. Поэтому для меня стало приятной неожиданностью увидеть приятный центр с каналами, районы панелек и современного жилья с трамваем на газоне.
Раньше на вокзалах любили ставить общественные рояли или пианино, а вот настольный футбол встречаю впервые:
Сам вокзал с одной стороны обычный и старый, но при этом новый и необычный. Его реконструировали с добавлением подземного этажа и расширением на площадь:
За стеклом скрыта небольшая площадь и оригинальный фасад, как вам такое?
Также тут есть временное граффити, по стилю очень напоминает закрашенный рисунок в Москве в проезде Апакова. Проезд перед входом только для общественного транспорта:
От вокзала к центру идёт пешеходная улица. Для местных жителей и доставки есть проезд, но по умолчанию он закрыт боллардами:
Центр довольно пряничный и пешеходный, очень порадовала ирригационная сеть с каналами и действующими старыми плотинами:
Практически Вышний Волочёк!
Когда-то сюда сливали отходы, а сегодня сюда приезжают толпы туристов. Забавный круговорот истории:
В исторической застройке интересен даже не сам факт ламповости, а их устойчивость: рядовая застройка из говна и палок, но при этом они стоят столетиями и приносят прибыль владельцам и городу. Об этом наверняка не думали в момент постройки, а в итоге застройка раскрывает потенциал города несмотря на разные политические режимы, ценности людей и времена года.
Детская игровая естественных цветов. Хорошо и с точки зрения архитектуры, и для развития детей:
Вместо резиновой крошки идёт песок и щепа. Также есть зона игры с водой, при мне парень строил канал к решётки ливнёвки – будущий инженер растёт!
Улицу перекрыли блоками, поставили мебель и разрисовали асфальт – пешеходная зона готова!
Страсбургский трамвай – отличный пример трамвайного ренессанса. Был закрыт в 1960 году (сами знаете, почему), запущен заново в 1994 году. Проехать через центр легче всего на трамвае:
Трамвай лучше всего подходит для пешеходных улиц: всегда один и тот же габарит, люди видят рельсы и ожидают вагон, ноль выхлопов и даже крошки от резиновых колёс нет, а также просто хороший внешний вид. Только водителей нужно время от времени перекидывать на другие маршруты, а то ехать среди людей нервозно.
Интересно, что маршруты здесь обозначены буквами (их всего шесть), а общая длина сети 65 км.
Интересно, что валидаторы стоят на остановке, а не внутри:
На пересечениях вафельницу красиво рисуют. В Москве же коммунальщики чаще всего в принципе отказываются что-либо наносить на пути :/
Ещё тут очень аккуратно подстригают деревья над контактной сетью. То есть не просто обрубают все ветки со стороны трамвая или даже срубают деревья, а именно подстригают в зоне провода:
На окраинах трамвай едет по газону. Интересно, что сейчас при создании подобных систем смотрят не только на транспортные характеристики системы, но ещё и улучшают среду вокруг – комфортным должна быть не только поездка на трамвае, но и подход к остановке. Проблему последней мили решают не только ровным тротуаром и безопасными переходами, но и интересной средой вокруг.
Велосипедистам разрешают проезжать на красный свет, изначально во Франции это работало только в Париже. Велосипедисты всё равно чаще всего проезжают на красный для экономии энергии и времени, а контролировать практически невозможно, но главное – так оказалось безопаснее для всех! Велосипедисты занимают меньше места и быстрее проезжают перекрёсток, но главное – не попадают в мёртвую зону водителей машин.
Местный каршеринг можно оставлять только на специальных парковках. Никогда не понимал, зачем так сейчас делают – это же неудобно.
Улицы с ограничением в 30 км/ч тут помечают на месте перехода. Получается довольно неплохо, тем более всё равно внутри зону нет зебр – можно переходить улицу в любом месте:
Дворовая зона и 20 км/ч – здесь приоритет пешеходов и велосипедистов, поэтому на въезде царь-пешеход:
Мини-площадка для собак на улице:
Классная парковка у местного университета: асфальт только в проездах, а места на щебне – вода без проблем уходит в почву; вместо больших заборов – дикорастущие травы и кусты; места разбиты деревьями – меньше нагрев поверхности и лучше водоотвод в почву. Ещё это просто красиво!
Теперь сравним с хорошо знакомой нам парковкой)
Практически Новые Черёмушки, только фасады сохранили оригинальный вид:
При том тут есть подземный паркинг:
Напротив подъездов выступы, чтобы уж точно никто не припарковался:
Вроде всё как у нас, только храм в одном архитектурном стиле с округой:
Через дорогу уже современный район. Видно, как вернулись к кварталам, смешению функций и среднеэтажной жилой застройке. Почему микрорайоны не пошли я писал на примере панельного района Лиона.
Новые дома уникальные с точки зрения архитектуры и приспособлены для торговли на первом этаже.
Дворы пешеходные и закрытые. В отличие от микрорайонов, здесь сам дом разделяет территорию на общую улицу и частный двор, поэтому закрытые дворы не мешают проходу.
При этом никакого эффекта окна в окно нет.
Разве что набережную могли озеленить, а то как-то неуютно смотрится:
Это более ранние кварталы, думаю где-то начала 2000-х. Здесь также есть разделение на улицу-двор, но вместо торговли и широких тротуаров тут много парковки. При этом она разделена деревьями, поэтому нет ощущения склада железа вместо улицы: