Кёльн: современный, средневековый и автомобильный
Кёльн это 3 в 1 – упаковка одна, а внутри всё разное. Город довольно скучный даже по немецким меркам, но о таких современных проектах застройки российским городам можно только мечтать. Интересность с точки зрения урбанистики добавляет послевоенная застройка и развитие города – здесь сохранили старые улицы, но застроили их по-новому. Также разрушения дали возможность прокопать множество туннелей для трамвая и машин.
Ещё здесь успели захватить заложников на вокзале и освободить их, но коллапс таки случился – как раз в это время я ехал в город на поезде.
В Германии поезда могут опоздать. В целом в Европе это нормальное явление – скорости большие, буфера для нагона отставания нет, поэтому поезд может приехать на 5-15 минут позже. Для россиян это может быть непривычно, но поверьте, иностранцы не в меньшем в шоке от черепашьей скорости наших поездов. Мой поезд из Карлсруэ в Кёльн задерживался на 10 минут ещё в самом начале пути.
Но дальше было интереснее – поезд сломался. Сопровождалось это всё объявлениями на немецком, благо какая-то женщина на английском подсказала мне выйти. Если в Германии сломался поезд, то нужно внимательно следить за другими, открыть приложение DB и смотреть, что там написано (а там уже что-нибудь будет написано).
Вместо прямого маршрута с местом у окна я поехал на более долгом и извилистом поезде с сиденьем в проходе. Зато ехал вдоль Рейна с крутыми видами на замки и реки. Фоток нет – придётся поверить. Дальше мы встали у Бонна и ждали своей очереди на платформу минут 20. Тем временем на вокзале Кёльна был ад:
Вы когда-нибудь видели табло отправлений и приезда, когда напротив каждого пункта стоит отметка о задержке? А я вот видел. Глаз выцепил опоздания на 20-120 минут. На входе была огромная очередь к мобильным стойкам информации:
Ещё кругом была полиция. Много полиции.
После войны Кёльн был в руинах:
Здесь не стали восстанавливать историческую застройку по типу Варшавы или Дрездена – здесь пошли своим путём. Красные линии и высотностноть старых улиц сохранили, но архитектура стала полностью новой. Довольно интересное чувство идти по средневековым торговым улицам, но сквозь современные дома. Лучше всего это ощущается вечером, но именно тогда я решил оставить фотоаппарат и камеру дома.
Иногда сочетания довольно интересные:
Некоторым сохранившимся постройкам сделали апгрейд:
Практически Воронеж!
Во многих местах можно найти следы холокоста – в тротуар вмонтированы таблички с именами жертв нацистов. В России подобное делают для жертв сталинского режима в рамках Последнего адреса.
При этом в старых переулках всё чинно и без современных вставок:
Убрать грузовик доставки и вполне себе картинка из прошлого:
Восстановление города позволила пробить в некоторых местах широкие дороги. Практически московские хорды, если бы не ряд отличий: дорога идёт ниже уровня улиц, поэтому пешеходам не нужно спускаться или подниматься по переходам. Ещё здесь иногда проложен скоростной трамвай и сделаны вертикальные пересадки:
Были сохранены связи между районами для пешеходов и велосипедистов – старые улицы идут над или под дорогой:
Полностью безбарьерная среда для людей:
Германия крайне проавтомобильная страна, но подход к транспорту здесь не сдеградировал до уровня «сделаем из улицу дорогу, а людей загоним под землю». Есть улица, где живут люди, ездят дети на велосипедах и ходят автобусы, а есть дорога – место для машин. В первом случае всегда будут наземные переходы и скоростной режим 50 км/ч, а во втором – высокие скорости и полное разделение потоков без вреда для жителей. Хотите автобан посреди города – стройте его правильно.
Вместе с дорогами появились паркинги. В некоторых кварталах их даже по несколько штук. Все платные, чаще всего в них же расположены зарядки для электрокаров:
Улицы при этом проектируют с элементами успокоения трафика. Ехать быстро здесь не хочется в принципе:
Мощение часто применяют для защиты от гонщиков и сохранения исторической среды. Здесь часть перехода ровная, чтобы маломобильные не страдали от кочек. Рельефная часть между тротуаром и дорогой выполняет функцию тактильной плитки и предупреждает о смене зоны:
Уличная парковка, естественно, платная:
Под землю увели не только дороги, но и трамвай:
В Кёльне работает система скоростного трамвая. По сути это метро, только дешевле: маршруты едут как по земле, так и под ней. Здесь, например, одна линия проложена сверху, а вторая под землёй. Пересадка опять же вертикальная:
В Германии не принято использовать турникеты для валидации прохода в общественный транспорт, поэтому нужды в огромных залах нет, а пересадка занимает не более 5 минут. Зайцев же ловят контролёры, а штраф соизмерим со стоимостью проездного – дешевле купить билет, чем попадаться. Ценой и видом билетов людей стимулируют покупать долгосрочные проездные.
Сами станции и остановки простые, но функциональные:
Никакого вай-фая, зато расписание и крыша над головой:
Ближе к окраине расстояния между остановками увеличивается для повышения средней скорости трамвая, а у остановок появляются велопарковки. Велосипед в таких условиях работает транспортом последней мили – от двери дома до остановки и дальше на трамвае:
Путь от автобуса до поезд занимает меньше минуты. Именно такими должны быть пересадки:
Автобусный шлюз – штука, которой у нас нет:
Используется для приоритетного перестроения от остановки в левый ряд для поворота. Схематично выглядит так:
В городе работают прокаты без станций, типа Мобайка:
Автопроизводители тоже спонсируют такие сервисы. Гиганты поняли, куда дует ветер, поэтому вкладывают много в создание машин для каршеринга, сервис подписки автомобиля, электрокары и прокаты велосипедов да самокатов. Новая мобильность наступает, а терять выручку-то не хочется.
Но давайте посмотрим на примеры новой застройки. На набережной Райнаухафен выстроен новый район с тремя 60-метровыми зданиями Kranhaus. Это отсылка к прошлому места, но полноценно в кадр они у меня упорно не хотели влезать:
Ещё здесь оставили несколько старых кранов, рельсы и мощение для акцента на прошлое района:
Старые дома переделали под новые функции. На набережной смешанная застройка с жильём, офисами, торговлей и другими функциями. Здесь на крыше даже футбольное поле разместили:
Перестроить район решили в 1998 году, закончили уже в 2010-х:
Район получился компактным, смешанным, живым и уникальным:
Сверху царство пешеходов и велосипедистов:
Проезд машин и парковка под землёй:
Естественно, парковка платная:
Вся линия набережной имеет свои названия и разделена по цветам для удобства навигации:
Вдоль жилых домов идут небольшие детские площадки:
В конце района есть парк с полями для игр и отдыха – громкие активности и большие площадки для жителей здесь. Туалет бесплатный:
Район получился современным, но при этом с историей и уникальным лицом. Башни же стали новым открыточным видом Кёльна, хотя они мне не очень нравятся. Уж очень они монструозные вблизи:
Как я понял, одна из башен жилая, а другие офисные. Не хотелось бы мне в них жить, хотя виды наверняка хорошие.
Зато новые среднеэтажные дома аккуратные и более удачные. Чтобы жители не портили вид дома шторами, здесь штатно идут занавески:
В старую башню вставили одно огромное окно, вот как так можно было? Ещё бы раму из белого пластика сделали, и было бы совсем как у нас:
Ещё сюда сложно добраться общественным транспортом.
Но всё познаётся в сравнении! Например, с застройкой набережной в Красноярске:
В общем, Кёльн с одной стороны непримечательный, но здесь можно найти интересные решения и детали. Не уверен, что приеду сюда без нужды ещё раз, но два дня я ходил по городу с интересом. По хорошему здесь нужно ещё смотреть окрестности (Бонн, Вупперталь и Дюссельдорф), но у меня на них не оставалось времени.