Пассажир? Страдай ради безопасности!
Если террорист с бомбой вышел на улицу, то это провал государства — найти скопление людей можно просто на улице, у входа в магазин или в банке. Это простой факт, который должен стимулировать силовиков работать лучше на благо страны и жителей, но что-то им мешает это делать! Это не телеграм или удобные переходы к Лубянке — это желание спокойно уйти с хорошей пенсией, чего бы это не стоило.
Безопасностью можно оправдать любой идиотизм, но у всего есть предел. Перед Чемпионатом мира по футболу вокзалы по всей стране обнесли заборами: были закрыты удобные проходы и пересадки, а людей заставляли идти кругами и проходить через пункты контроля. Только почему-то после игр заборы никуда не пропали, временное стало постоянным. Ранее такое было сделано в метро, что парализовало работу петербургского метро. Что-то подобное хотят сделать с домами по всей стране. У нас выстраивают театр безопасности за миллиарды бюджетных рублей в масштабах всей страны, но вместо защиты люди получают неудобства.
Термин «Театр безопасности» был придуман специалистом по компьютерной безопасности и писателем Брюсом Шнайером для его книги Beyond Fear: Thinking Sensibly about Security in an Uncertain World. Литературный термин получил распространение для описания мер безопасности в аэропортах после терактов 11 сентября, но в нашей ситуации он тоже подойдёт.
Театр безопасности — явление в обществе, когда целью мероприятий заявляется повышение безопасности, но по факту не делается ничего для её достижения, зато создаётся её имитация. Этот подход требует реальных денежных расходов (рамки, оборудование, обслуживание, налоги, новые сотрудники), но по определению не даёт никаких преимуществ в плане безопасности. Иногда выгода есть, но она минимальна и не стоит этих затрат. Театр безопасности вводит ограничения или заставляет людей проходить весьма специфичные процедуры, которые можно воспринять как ограничения личной свободы и неприкосновенности частной жизни.
Поскольку меры безопасности часто узки и специфичны, они позволяют потенциальным злоумышленникам найти другие методы атаки, или же найти слабые места проверок. Процедуры и методы, стандартны — смотри, наблюдай, анализируй и делай выводы.
Часто навязчивые меры театра безопасности создают вторичные негативные последствия, реальную стоимость которых трудно оценить. Эти последствия часто связаны со страхом: человек видит большое количество вооружённых охранников и тщательные обыски, начинает нервничать и считать, что рядом есть реальная опасность. Необоснованный страх в контексте транспорта приводит к тому, что часть граждан отказывается пользоваться сервисом — этот отказ является по сути необдуманным, контрпродуктивным.
Цель террористических актов — запугать людей. Лично у меня подобный тотальный контроль как раз вызывает это чувство — обычная электричка считывается чем-то опасным.
Будь террористы чуть умнее, то ехали бы в центр с дальних станций, где часто нет даже касс и сотрудников — там нет никаких проверок, зайти в вагон не составляет никакого труда. Вот такая эффективность многомиллиардных трат на рамки и датчики с оплатой труда тысяч начальников калитки. Про ежедневные неудобства людей я молчу. Нужно ли говорить, что в Европе риск терактов не меньше, но проходы к поездам никто не перекрывает?
Реальную цель нашего театра безопасности я вижу лишь одну: переложить ответственность в случае взрыва или иного теракта с начальников на простых исполнителей. Негодяй попал в поезд? Виноват Иванов на входе, который не уследил за стотысячным пассажиром станции. Поэтому на вокзале Волгограда после теракта в очереди на вход было сделано просто ещё больше рамок и забор повыше. Я, конечно, могу ошибаться, но всё сигналы кричат об этом.
Если с авиаперевозками существует риск угона самолёта и падения, то с железной дорогой всё проще. Плюс поезда ездят не только по междугородным маршрутам, но ещё возят людей внутри города и агломерации. Ухудшение условий для пассажиров просто вынуждает жителей пересаживаться в машины, создавать пробки и просто терять время жизни.
Кстати о машинах. Если перенести меры силовиков на людей в автомобилях, то нам придётся возвращать заставы и перекрывать въезд в города — ведь внутри может быть бомба или террористы! Только этого почему-то никто не предлагает, ведь тогда генералы и чиновники высшего уровня тоже будут страдать от неудобств и шмона. Безопасности много не бывает, но только без вторжения в зону комфорта инициаторов наших норм.