Реновация Барселоны
Часто города сталкиваются с одними и теми же проблемами: пробки, старые дома, упадок районов, потеря производств и так далее. Проблемы одинаковые, но пути решения нельзя просто скопировать и применить у себя – важно понимать принципы развития города, учитывать историю и не боятся менять текущее положение. Например, многие пытались повторить успех Бильбао, но успеха оригинала никто не достиг.
Когда-то Барселона была простым промышленно-торговым городом, всего 40 лет назад число туристов не дотягивало даже до пары сот тысяч в год (сегодня под 2 млн в год). Со времен промышленность стала переезжать из города, а люди заменяться техникой – заводы и мануфактуры больше не могли вытягивать город. Власти чувствовали это, но был нужен толчок – ими стали Олимпийские игры 1992, когда город решил не просто «сделать всё красиво», а раскрыть свой потенциал, уйти от оков промышленности и начать новую историю города. В рамках этой работы была очищена набережная, создана инфраструктура и подготовлена почва для будущей работы – результат раскрылся только спустя десятилетия, город стал одной из мировых столиц мира.
Планы развития нужно обновлять, сегодня у людей и мира другие запросы, поэтому Барселона тоже идёт дальше. Конкуренция за людей и технологии подталкивает обновлять город и создавать условия для будущих побед. Бывшие промышленное районы сегодня переделывают под новые цели, а общий план реновации называется 22@.
Изучать опыт Барселоны я приехал вместе со студентами программы Архитеторы.РФ. Называть этих людей студентами можно довольно условно – всё-таки там есть главные архитекторы городов и регионов, урбанисты и проектировщики. Отбор был жёсткий, курсы интенсивные, но обучающиеся довольны. Программа создана Институтом «Стрелка» и ДОМ.РФ.
Район Publenou – бывшая фабричная территория. 22@Barcelona – часть стратегии трансформации прибрежных территорий и региональной стратегии. Ключевой фактор развития – удачное местоположение относительно всей агломерации (36 муниципалитетов) и транспортных потоков.
Местом для начального развития территории были выбраны две планировочных оси: Llacuna axis и Bolivia axis – именно здесь расположены основные экономические активности и сервисы для жителей.
Выбрано пять кластеров для первоочередной трансформации: медицинский, it, дизайн, медиа и энергетика. Также в районе располагаются корпуса практически всех ВУЗов города.
100% частной промышленной земли (200 га) вовлечены в проект: 10% отданы под новые общественные пространства, 4600 старых домов реновируют, строят 4000 новые субсидируемых домов, появляется новая инженерная инфраструктура.
У стратегии простой транспортный приоритет: пешеходы, велосипедисты, общественный транспорт и лишь потом личный автомобиль. В рамках этого проекта демонтируют многоуровневневые развязки и создаются Суперкварталы, о которых я писал ранее.
Кстати, за месяц в кварталах немного поменяли схемы движения – это видно по следам стёртой краски и новой разметке.
Местные автосалоны выступают против преобразований, но у города простая позиция: личный автотранспорт со временем должен исчезнуть с городских улиц.
Обучающиеся должны были самостоятельно подготовить задание и маршрут для изучения, распределить темы для изучения и по рассказывать их другим. «Сумбурно, но успешно»!
Рамбла Побленоу – позвоночник района, от которого ночная жизнь расползается вглубь кварталов. Пересечения пешеходно-велосипедного бульвара с другими улицами сделано в виде колец, что успокаивает автомобильный трафик, пользоваться бульваром комфортно и безопасно.
Район не спит с пятницы по воскресенье, затапливая улицы местными тусовщиками. Иметь здесь недвижимость – мечта каждого хипстера. Местные не хотят отдавать этот район на откуп туристам, но джентрификация делает свою «чистую» работу по-другому: на смену художникам и ди-джеям приходят белые воротнички.
Многие промышленные здания были реконструированы под новые нужды и цели, например, здесь был цех для производства муки, а сейчас небольшой культурный центр:
Бывшая мельница стала гостиницей и апартаментами:
Город даёт субсидии проектам с зелёными крышами – так власти повышают устойчивость места, улучшают микроклимат и увеличивают полезную площадь проектов. Где-то применяются технологии в сфере энергосбережения и использования альтернативных источников энергии.
Комплекс бывшего ликероводочного завода Industrias Agricolas 1916 году был переоборудован в многофункциональное пространство, в котором разместилось жилье, офисы креативного кластера, кафе и рестораны, зоны для проведения воркшопов и семинаров. В рамках реконструкции была сохранена структура комплекса, наиболее ценные элементы промышленной архитектуры:
Территория внутри и вокруг здания благоустроена и превращена в открытое пешеходное общественное пространство для отдыха и проведения мероприятий.
Реновации подвергаются также промышленные сооружения 60-80-г г., например, бывшее здание многоуровневой автостоянки и автосалона на пересечении улиц Pere IV и Pallars сегодня переделано в гостиницу. Были сохранены характерные особенности объекта: винтовая структура заездной рампы, ленточное остекление и общая цветовая гамма.
Местами появляются новые дома:
Планировка города и основные параметры застройки были сформулированы в 19 веке и полностью укладываются в новые решения. Иногда дома отходят от старых красных линий застройки для создания общественных пространств, но мощение будет подчёркивать старую линию фасада:
Это бывшая территория складов: раньше хранили грузы, а теперь верёвочный парк Bosque Urbano («лес в городе»). Каркас перекрыт прозрачной кровлей, под ним организовано три трассы верёвочного парка различной сложности.
Как вы могли заметить, реновация по-барселонски не подразумевает тотальный снос и новую застройку. Жители и бизнес остаются, но появляется возможность для нового развития районов. Преемственность места и традиций хорошо заметны с орчатой – излюбленным прохладительный напитком из ячменя, воды и сахара. Уже 200 лет одно семейство содержит Кафе на одном из пешеходных перекрёстков района: ни смена планировочных структур, ни преобразования застройки, ни экономические катаклизмы не страшны силе традиций испанцев.
Практика аналогичных проектов реновации промзон встречается и в российских городах: территории заводов Красный октябрь, Арма, Комплексы Артплей и Винзавод. Однако в основном такие проекты реализуются в крупных центрах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и др. В большинстве же городов России это зачастую точечные проекты использования отдельных зданий и комплексные программы развития крупных промышленных территорий отсутствуют или встречаются крайне редко.
Чаще всего девелоперы принимают решение полного переформатирования территории с тотальным сносом производственных объектов: развитие территории завода ЗИЛ в Москве, застройка площадки завода УЗЭ-МИК в Уфе и др. Вместо точечной работы скальпелем, у нас просто отрубают конечность. Чтобы проекты, подобные 22@Poblenou, реализовывались в России, необходима разработка стратегий развития промышленных территорий на уровне муниципалитетов, учитывающих необходимость сохранения исторического бэкграунда. Уверен, что студентам программы это под силу, но есть страх, что всё успеют снести и застроить торговыми комплексами и человейниками до прихода к власти нормальных специалистов.
В посте использован материал из презентации команды. Соавторы: