Год без Иркутска
Для большинства городов России комментарий «у вас не пздц» – очень хорошая похвала. Это грустный факт, с которым предстоит ещё очень долго работать. Популярные нынче рейтинги минстроя и прочих ребят можно в целом упразднить, потому что +- везде одинаковые проблемы и пофигизм к их решению, лишь несколько городов во всей стране выделяются на этом фоне: Москва, Петербург, Екатеринбург, Иркутск и Кострома. В этих городах тоже есть ужасные места и систематические ошибки, но общий фон скорее позитивный.
Первый приезд в Иркутск поразил меня: качественные архитектурные проекты, понимание ценности памятников, относительно неубитый общественный транспорт, городская навигация и даже желание делать велоинфраструктуру – хороший набор для российского города. Зимний же приезд лишь закрепил первое впечатление, но и раскрыл город с другой стороны: русская зима – это красиво и это бренд, но чаще всего у нас это не понимают.
«Погода в Иркутске хорошая, -25°C» обрадовал меня капитан самолёта по приземлению. Нужно ли говорить, что когда ты сутки назад был в Барселоне в +17, то это шокирует. Но, во-первых, это красиво:
Именно такой погодой пугают все любители порассуждать о велодорожках и широких тротуарах. Холод продержался один день, и затем потеплело до -10°C, а на выходных будет в районе 0°C.
Особенность нашего климата – скорее темнота: зимой люди мало видят солнца, и это действительно проблема. Наши предки и те же скандинавы спасались праздниками и походами в гости в зимние вечера, а сейчас это можно решать световым дизайном.
В Москве программа подсветки и ярмарок превратила центр города в вечный праздник, что тоже не есть хорошо. В Иркутске же появился за год новый сквер, где упор сделан как раз на освещение. Я так понимаю, люстры над площадью должны сделать сквер более домашним. Ещё тут есть деревянная качелька, которую я забыл сфотографировать вблизи. Проект обошёлся в 10 млн рублей.
Поздний час, на улице -17°C, а местом пользуются, ужас! Если же серьёзно, то всесезонное использование общественных пространств – это абсолютно нормальная история, нужно просто создавать условия для этого. Другое дело, что делать это везде нет смыла, но треть охватить вполне реально.
Знаменитый 130 квартал, который вернул людям веру в деревянное зодчество:
Как выяснилось, наше архитектурное и культурное наследство хорошо продаётся туристам. Поэтому пока во всей России такое сжигают, здесь переделывают под бизнес и получают прибыль:
Вот только российских бед управления избежать не удалось. На первом этапе не был разработан дизайн-код, поэтому дальше началась типичная беда с растяжками, вывесками и прочим мусором. Улицы разваливаются, ходить по кварталу очень сложно, а ремонт делать никто не торопится:
Слепым же нужно ещё постараться добраться до квартала:
Это место популярное, но с каждой стороны оно отрезано слишком большими дорогами. Нужно успокаивать движение, создавать удобные переходы, связывать место общественным транспортом и гуманизировать пространство – только так местность вокруг начнёт развиваться и заражаться позитивными изменениями. Сейчас же туристы утыкаются в тупик торгового комплекса и всё.
Иногда создаётся чувство, что подход к комплексу специально утыкали столбами, чтобы было сложнее перейти улицу. С проводами тоже беда.
Сейчас идёт проект Иркутских кварталов – бизнес объединяется ради создания новых улиц с торговлей и деревянным зодчеством. Говорят, что ошибки прошлого учли и мастер-план с управляющей компанией были готовы ещё до выхода строителей в город. Частично это будет новая застройка такого плана на пустырях:
Помещения только доделывают, но выдержанный стиль и высотность радуют:
Говорите, наш климат не позволяет делать нормальный водоотвод с крыши?
Улицы вокруг кварталов планируют перестроить с приоритетом пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта. Пока же назвать это место комфортным нельзя:
Есть опасение, что без жилых домов район превратится в туристический Арбат, куда местные не будут ходить.
Сохранившиеся деревянные дома очистят и восстановят. Надеюсь, будет как-то так:
При реставрации часто делают копии наличников на станках, что немного неправильно – ручную работу с деревом очень легко отличить от машинной. Также меняют окна и не маскируют белый пластик – получается плохое сочетание приятного дерева и дешёвого пластика. В итоге вроде восстанавливают и это радостно, но в то же время чувствуешь эффект дешёвой замены.
У меня вот глаз сразу цепляется за пластик, а не за наличники:
Другие же деревянные дома подкрашивают, но только со стороны улицы:
Скоро здесь будет красиво и удобно:
Кстати, на одном строительном заборе увидел фотовыставку местных наличников – какая же это милота! В аэропорту даже купил открытку с иркутскими наличниками – это очень яркий образ города:
В целом местная сувенирка очень крутая и разнообразная, взял ещё набор стикеров:
Недавно в Иркутске сдали мемориал историческим личностям города на Иерусалимском кладбище. В советское время кладбище было разрушено и переделано в парк:
Исторически в этом месте были деревянные заборы, которые восстановили в железе. Подмена материала всё испортила, как мне кажется, хотя до ажурных фонарей с торчащими камерами оградкам далеко:
Также появилась лестница. Говорят, вечером тут красивая подсветка и первые в городе клумбы с многолетними растениями:
Вот говорят, что наши города серые. Но они же белые!
Похвастаться дружелюбными улицами Иркутск пока не может:
Вместо комфортных и безопасных улиц для жителей у нас слишком часто получаются дороги. Нельзя отдавать проекты улиц дорожникам – этим должны заниматься архитекторы и транспортники. Иначе получается мёртвая зона из асфальта, заборов и столбов:
Сейчас в городе разрабатывают новую схему организации маршрутов общественного транспорта. Поговаривают, что в рамках этого даже будут развивать троллейбус и улучшать трамвай. Пока же пользоваться общественным транспортом сложно: нет схем, маршруты дублируют друг друга и иногда ездят в обход прямых путей, маршрутки и так далее.
Во многих местах появились камеры контроля стоп-линии. Довольно интересное явление, когда никто не вылезает на перекрёсток и не блокирует переход с проездом. Знаки пешеходных переходов над проезжей частью взрывают мозг своей монструозностью. Смысла в них на переходах со светофором нет никакого, зато они учитывают проход троллейбуса (который проезжает сбоку, лол).
Жалко, что было очень мало времени на город. Будь у меня возможность, летал бы сюда каждые полгода на урбан-профилактику и отдых от окружающего безумия. Если же вы собираетесь ехать в Сибирь (а это обязательно нужно сделать!), то закладывайте на Иркутск минимум два дня. Только не пользуйтесь услугами нелегальных таксистов – хоть они и замазали это предупреждение на навигации в аэропорту, лучше их сервис от этого не стал.