Чему нас может научить Таллин
Таллин в прошлый приезд показался мне холодным и мёртвым городом. То есть вроде всё аккуратно и на своих местах, но жизни нет. Меня очень отталкивают такие вещи от повторного посещения городов, но тут мне упорно казалось, что мне просто не повезло и первый приезд пошёл комом. Вынужден признать, что насчёт погоды всё оказалось верным, а вот сам город крайне интересный!
Районы и благоустройство
Исторический центр вылизан и служит туристическим магнитом. С каждым годом пешеходная часть разрастается, а вот общественного транспорта здесь нет в принципе:
До 10 утра на пешеходные зоны можно заезжать для разгрузки товаров. Характерно, что заградительные фигуры никак не препятствуют заезду техники в любое другое время. Ещё рассказали, что у города кончился контракт на использование работ этого мастера, поэтому фигуры голубей больше не имеют права закупать.
На ярмарках продают бухлишко, как так можно!?!?!
Ещё и ёлки срубают для оформления! Варвары!
На самом деле всё в порядке: пить на улицах можно, а ёлки – экологически чистый возобновляемый ресурс. В случае Таллина, ёлки установлены в центре для создания рождественского настроения и отъёма туристов у Риги. Ещё это ёлки от санитарной чистки лесов, их всё равно срубили бы.
Историческое мощение сохраняют, а вот по бокам кладут ровные плиты для доступа маломобильных:
Недалеко от центра появился хипстерский район:
Это бывшая территория депо, которую захватила креативная индустрия. С помощью быстровозводимых конструкций здесь сделали кафешки, бары и клубы:
Используется всё, что плохо лежит:
Также здесь множество офисов, антикварных магазинов и прочих мест:
Зимой рынок становится центром жизни округи:
Про новые районы я уже рассказывал, а что там с советскими панельками?
Из ближайших соседей России, здесь панельные районы в самом нормальном состоянии. Не Польша или Германия, но порядка в разы больше той же Литвы.
Город строго следит за состоянием территории вокруг дома, а жители отвечают за свою собственность. Многие собственники устраивают платные парковки, если в придомовую территорию вошёл кусок асфальта:
За такое город выписывает штрафы ТСЖ. Это в принципе единственная помойка вне баков, которую мы увидели:
У мусорных контейнеров никто не паркуется, хотя капитальной площадки нет:
Благоустройство минимальное, потому что за него платят жители. У города есть программа софинансирования проектов, но жильцы должны тоже участвовать своими евро:
С хаотичным остеклением всё сложнее, за этим город не следит вне центра. Зато не увидел блоков кондиционеров – для установки требуют проект, поэтому жильцы не торопятся портить фасад:
В этот район ведёт большая дорога, где даже можно ехать 70 км/ч. Она опущена ниже уровня улиц и здесь нет пешеходов или велосипедистов, а уличная сеть проходит выше мостами – поперечные связи не обрываются, а жителей не загоняют под землю или в надземные переходы. Иными словами, здесь не сэкономили и сделали всё правильно, у нас же такое обычно идёт на уровне улицы. Здесь же планировали пустить трамвай в советское время.
Общественный транспорт Таллина бесплатный для жителей, туристы и приезжие должны покупать карточку и билеты. За карту просят 2 евро, которые потом можно вернуть, а безлимит на день обойдётся в 3 евро. Проблема не в цене, а в покупке: автоматов нет, водители не продают, нужно искать R kiosk.
Бесплатный проезд сделали не ради борьбы с автомобилистами, а для привлечения налогов – это стимул прописаться в границах города и платить налоги Таллину, а не пригородам. Число жителей и налогов действительно увеличилось, а вот пассажиров больше не стало.
Вслед за городом, бесплатный проезд ввели и в регионах страны. Здесь уже немного другая логика: поток людей небольшой, поэтому ввод и поддержание системы оплаты оказывался дороже, чем доход от билетов.
Проход к электричкам свободный: никаких турникетов, контролёров, охранников или зон досмотра.
В центре города под торговым центром сделали автостанцию. Это вам не Планерная, поэтому со всех сторон есть прямой вход к автобусам:
Платформы, даже переходы подсветили!
Бензиновые автобусы в ближайшем будущем полностью заменят на газовые:
К старым трамвая приделывают среднюю низкопольную секцию для перевозки маломобильных:
В 2015 году в Таллин стали поступать новые трамваи. Это довольно дорогая штука, но Эстония выкрутилась: они продали свои квоты CO2 Испании, получили деньги, на которые закупили у испанцев же трамваи CAF.
Новыми трамваями полностью оснастили маршрут №4 и частично остальные три. Трамвайная сеть за последние годы увеличилась незначительно, лишь дотащили линию до аэропорта. С другой стороны, здесь не было трамвайного погрома.
Интересно, что трамваям дают женские имена:
Ни разу не видел, чтобы трамвай стоял в пробках – практически везде пути обособлены. В одном месте есть совмещение с автобусами, но это исключение из правил:
В этом году в Таллине реконструировали улицу, из трёх полос сделали две выделенки и одну реверсивную полосу:
... но сделали её с нарушением всех правил дизайна. Поставить знаки и нарисовать линию (или положить брусчатку) – не значит сделать велоинфраструктуру. Либо нужно было убирать транзитное движение машин и делать улицу автобусно-велосипедной, либо разрешать ехать по автобусным полосам. В итоге страдают и пешеходы, и велосипедисты. Зато столбы стоят у фасада, а не по середине.
Остальная велоинфраструктура выглядит очень не очень. Полметра асфальта рядом с машинами – такими дорожками людей не привлечь. Не удивительно, что здесь практически нет велосипедистов.
Зато стоят автоматические велопарковки – проездной картой можно замкнуть велосипед. Сомнительная вещь, потому что их мало и всё равно нужно возить нормальный замок с собой – лучше бы разъясняли жителям, что нужно брать цепь или U-lock, а не тросики за 1 евро.
С машинами всё обычно, кроме одного: здесь нет бесплатной парковки. Улица, пустырь или двор – везде нужно платить за стоянку. Обычно оплата через СМС, цены гибкие и устанавливают собственники:
Практически все переходы города подсвечены:
Наши гашиники и проектировщики делают яркие знаки и светофоры, из-за чего пешехода на переходе бывает вообще не видно, а здесь делают акцент на видимость человека:
Островки безопасности, приподнятые переходы, сужение проезжей части и прочие меры правильной улицы тоже есть, но не так масштабно:
Надо бы сюда отправить руководство ГИБДД и Росстандарта на повышение квалификации. Аналогично можно сказать про комитеты благоустройства, чиновников мэрий, архитекторов, девелоперов и самих жителей.