December 4, 2018

В Москве опять автомобилистов обижают! Пора бы уже начать и в регионах!

С 15 декабря в центре Москвы и Сити час парковки в будет стоить 380 рублей, даже в выходные. Заодно сократят время бесплатной парковки до 5 минут во всём городе. А что вы хотели, ваша машина – ваши проблемы! Но не всё так однозначно.

Бесплатной парковки не бывает – за строительство и обслуживание мест всегда кто-то платит. Если водитель не платит за место в торговом комплексе, то это заложено в цену товара, поля парковок вокруг новых домов включены в цену метра и сделаны вместо хорошего оформления подъезда, а бесплатные места на улице субсидируются из общего котла. Поэтому введение платы за парковку – социальная мера, чтобы налоги семьи без машины или начинающего предпринимателя шли на общие блага, а не субсидирование поездок других. Кто пользуются – тот и платит, это справедливо.

С точки зрения транспорта, введение платы помогает освобождать место и снижать количество кругов вокруг квартала. Здесь принцип простой: мест нет – повышаем стоимость, мест много – понижаем стоимость. В первую очередь в этом заинтересован бизнес и автовладельцы – это даёт возможность быстро подъехать в нужное место, сделать дела и спокойно уехать. Зависимости цены от уровня зарплат, дальности места от МКАДа или качества уборки нет – это не налог, а способ отсечь лишние машины для уравновешивания спроса и предложения.

Никаких прав на бесплатные 10 кв.м. общего пространства для личного имущества не существует, хотя автовладельцы воспринимают ввод платы угрозой своим инвестициям в автомобиль. На этом хорошо пиарятся политики, но это типичная проблема Трагедии общин из экономики – без ввода платной парковки не справился ещё ни один крупный город мира.

Есть вариант ограничения парковки по времени, но он не так эффективен – даже полчаса на стоянку не дадут гарантий свободных мест в квартале. Это значит, что человеку придётся или далеко идти, или парковаться на газоне или тротуаре – последний вариант «мне на 5 минут» привлекателен для водителя, но вреден всем остальным.

Поэтому ввод гибких тарифов в зависимости от загрузки – единственно верный вариант. Популизм с бесплатной парковкой по выходным часто ставил колом улицы вокруг Петровки или Неглинной и не давал припарковаться даже тем, кто готов был заплатить.

Раньше на оплату парковки давали 15 минут исходя из поиска паркомата и оплаты через него. Но уже сегодня более 90% людей платят через телефон – это занимает меньше минуты. Поэтому я совершенно не удивлён сокращению бесплатного времени до 5 минут во всей зоне. Зато готовят новое приложение парковок, где можно будет в течение суток доплатить за парковку или внести изменения в номер зоны или машины.

Меня больше всего волнует вопрос резидентов – их слишком много, только в пределах Бульварного кольца они занимают 19% мест. Более того, стоимость парковки для местных жителей в пределах района одинакова для всего города. Не совсем правильно, что житель каких-нибудь Патриарших прудов платит за 10 кв.м. столько же, сколько житель Отрадного или Сокольников – цена этих метров совершенно разная.

Сейчас резидентское разрешение дают за 3000 рублей в год всем жителям с машиной. Это очень простой, но топорный подход – у города не должно быть задачи дать на улице место для машины каждому. Более того, получается очень странный ценз на общее имущество: почему я не могу за эту же сумму взять место для велопарковки, веранды кафе, палатки или складирования покрышек?

Нужно переходить к более гибкому и индивидуальному методу: разрешение только тем, у кого на придомовой территории нет парковки и в радиусе километра нет паркингов с возможностью аренды мест. Кроме того, число резидентских разрешений на район должно быть ограничено и выкупаться в аукционном порядке каждый год: в центре меньше и дороже, на окраине больше и дешевле. Тогда хранить машину станет дорого и люди будут убирать их с улиц на паркинги, а для водителей появится больше мест для кратковременной стоянки. Непопулярно, зато эффективно.

PS очень хочется видеть открытые данные парковок Москвы: число аренд по районам, длительность сессий, количество льготных разрешений и так далее. Надо быть открытыми, только так можно победить критику и доказать необходимость повышения цен или ввода платной парковки.

PPS лайфхак бесплатной парковки: становитесь инвалидом или многодетным.

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты про парковку

Эволюция парковки Клиентоориентирование парковки Цена бесплатной парковки Как мы парковки считали

Куда мы денем все эти машины? Три шага. Делай уличную парковку правильно